Лесли Камерон-Бандлер, Дэвид Гордон, Майкл Либо "Эмпринт - метод. Руководство по воспроизведению способностей"

Часть 1  Часть 2  Часть 3  Часть 4  Часть 5  Часть 6  Часть 7  Часть 8  Часть 9  Часть 10


Тестовая категория: Репрезентативные системы

Результат

Действие

Референтная категория

Временная рамка(Реп. сист.) Критерий # Э.к.

Категория принуждения

Причина --- Следствие

Предмет оценки

Чтобы тестировать или оценивать, необходимо иметь какое-то
представление, что оценивать, и это представление должно иметь
отношение к чувственным переживаниям. Если вас попросят
решить:"Что ярче, красный цвет крови или красный цвет леденца?"
--- вы вполне можете это решить, так как y вас имеется
представление, как выглядят кровь и леденец. Такие представления
(или, как мы предпочитаем их называть, внутренние образы)
являются внутренними репрезентациями, используемыми при
осуществлении сравнения. Слепые от рождения без необходимой
дополнительной информации не способны дать ответ на подобный
вопрос, поскольку y них нет представления или репрезентации
цветов, о которых мы говорили, чтобы сделать выводы.

А теперь вопрос:"Что ярче, кобальт или смальта?" И хотя это
вполне определенные цветовые понятия, однако вы не знакомы с
ними, и поэтому y вас нет репрезентации (внутренних образов),
чтобы оценивать. Обратясь за помощью в определении к словарю, вы
получите некоторую иллюзию знания, что же это за цвета, через
посредство пояснительных слов, для которых y вас есть образные
представления. Представляют или оценивают не слова, а основанные
на ощущениях переживания и опыт.

Кроме внутренних образов, существует репрезентация ощущений и
эмоций (слепой может иметь представление, что кобальт ощущается
теплее, чем смальт), вы можете слышать, помнить, придумывать y
себя в голове звуки симфоний и разговоров. В самом деле, мы
способны к внутреннему представлению всех пяти наших чувственных
систем: зрительной, слуховой, кинестетической, чувственной
(эмоциональной), обонятельной и вкусовой. Все это --- материал
для ощущений, и называется он репрезентативными системами.

Репрезентативные системы чрезвычайно важны для понимания
практически любого человека, поскольку именно через них мы
постигаем мир. Репрезентативные системы вида, звука, чувств,
эмоций, вкуса и запаха --- это материал, из которого скроены наши
внутренние переживания; глина, из которой они вылеплены. Каждый
момент жизненного восприятия представляет собой комбинацию
репрезентации увиденного, услышанного, почувствованного,
ощутимого на вкус и запах как внешне, так и внутренне на данный
момент времени.

С точки зрения Эмпринт --- метода важность репрезентативных
систем в том, что они указывают, в какой сенсорной системе
(системах) индивиду необходимо удовлетворить своему критерию, то
есть через какую из пяти систем чувств индивид оценивает
критерий: как что-то выглядит, чувствуется, звучит, пахнет и
(или) каково оно на вкус. Так, если одному человеку известно, что
он написал хорошую картину, судя по ее виду, другой знает об
этом, так как чувствует это, третьему нужно услышать отзывы
других людей, чтобы убедиться, что картина и в самом деле
неплоха. Одни воспринимают слова на слух, другие --- при
прочтении, зрительно. Одни считают, что в слове допущена ошибка,
если оно звучит как-то не так для других --- ошибка в слове, если
оно как-то не так выглядит.

Роль репрезентативных систем чрезвычайно значительна в критерии
"привлекательности". Для многих эквивалент критерия
привлекательности исполнен по преимуществу визуальных
характеристик (факт, не ускользнувший от внимания американских
рекламных агенств). Кто-то считает женщину привлекательной, если
она стройная, загорелая блондинка; для другого привлекательной
будет рыжая с большим бюстом и зелеными глазами. И y женщин есть
свои особые визуальные эквиваленты критериев --- светловолосый
здоровяк с голубыми глазами; курчавый и темнокожий с широкими
скулами. Нам известен один человек, для которого самым важным
визуальным эквивалентом критерия привлекательности являются
тонкие, пропорциональные пальцы и руки.

Для некоторых важными эквивалентами критерия привлекательности
представляются слуховые и кинестетические качества. Мелодичный
голосок девушки может заставить забиться сердце одного мужчины, а
другой на это не обратит и внимания --- и не потому, что ему
медведь на ухо наступил, просто он не оценивает такое
переживание, и поэтому в нем не развито селективное внимание к
тонально-голосовым переливам. Одной женщине нравится, когда
мужчина разговорчив, доминирует в беседе; другая сочтет такого
говоруна занудой и постарается найти кого-то поумеренней или
вообще тихоню. Текстура или тепло кожи, сила, размеры, вес,
твердость или мягкость прикосновений --- все это примеры
некоторых кинестетических характеристик, влияющих на создание
эквивалента критерия привлекательности y некоторых.

Еще пример, где репрезентативные системы играют особую роль, ---
это решение, говорит ли кто-то правду или лжет. Одни определяют,
что им лгут, когда видят, что собеседник не смотрит на них в
беседе, кривит или кусает в разговоре губы. Другие обращают
внимание на тон голоса, распознавая ложь в колеблющейся интонации
или в "искреннем" высказывании, но звучащем вымученно. Третьи
полагаются на свои ощущения при оценке собеседника, чувствуя,
когда партнер лжет. В каждом из этих примеров эквивалент критерия
лжи в основном представлен визуальным, слуховым или
кинестетическим аспектами. (Помните, в большинстве понятий нет
ничего такого, что выделяло бы какую-то одну репрезентативную
систему как самую "верную". Есть люди, которым трудно глядеть
собеседнику в глаза, но это не мешает им быть честными; а есть и
такие, кто, не мало не смущаясь, лжет прямо в глаза).

Владелец одного музыкального магазина, специализирующийся на
чудесных струнных инструментах, явил нам великолепный пример
значения для человека репрезентативных систем при оценке. Мы
приводим изложение нашей с ним беседы о людях, заходящих в
магазин, чтобы купить смычки для скрипок:

Конечно, если бы им было известно что-нибудь о великих смычковых
мастерах, как Тарт или Сартори, они бы и повернули к ним, но
получая в руки смычок, они и рады, ну, наконец-то, вот он,
родимый. Некоторые заходят поглазеть на мои смычки и обязательно
покупают --- не смычок, а загляденье. Им нравится цвет древесины.
Глядят на волос, и им нравится, что он такой чистый от колодки до
самого кончика. Если им нравится смычок, но волос грязноват, при
покупке они требуют, чтобы волос сменили.

Другие берут смычок и проверяют балансировку, сгибают смычок в
руках или давят им на скрипку, чтобы проверить гибкость и
упругость смычка. Если это их устраивает, обычно тогда им все
равно, как смычок выглядит. Вас удивит, что многие покупают
смычок, даже не проверив его на инструменте. Те же, кто знает
свое дело, настаивают, чтобы попробовать смычок на инструменте, а
то и паре. Им нужно услышать, на что способен смычок, какой может
извлечь звук, как держит ноту и т.д.

Репрезентативные системы играют значительную роль в
удовлетворении критериев каждого из трех типов покупателей,
описанных выше. Первая группа оценивает смычки визуально (в) по
красоте и чистоте. Вторая группа производит кинестетические
испытания (к) по таким критериям, как баланс, натяжение,
упругость. А третья группа производит слуховую (с) оценку
способности смычка произвести и удержать звук. Когда используемая
репрезентативная система играет значительную роль в
удовлетворении критерия человека, в схеме она отмечается рядом с
тестовой категорией временной рамки.

Покупка смычка

Оценка

Репрезентативная категория

H (в) красота # ЭК чистота # ЭК

Категория принуждения

Причина --- следствие

Разные смычки

Покупка смычка

Оценка

Референтная категория

H (к) Баланс # ЭК

Натяжение # ЭК

Упругость # ЭК

Категория принуждения

Причина --- следствие

Разные смычки

Покупка смычка

Оценка

Референтная категория

H (с) Тон # ЭК

Держит ноту # ЭК

Категория принуждения

Причина --- следствие

Разные смычки

Хотя некоторые могут выбрать или отвергнуть смычок на основании
удовлетворения своих критериев только по какой-то одной
репрезентативной системе, чаще всего выбор делается по оценке в
рамках двух или более репрезентативных систем. К примеру, можно
выбрать смычок на основе и производимого им звука (с), и его
внешнему виду (в). Более того, тесты по таким критериям могут
быть иерархически так организованы, что сначала выбираются смычки
по критериям хорошего звучания, затем из них выбирают те, что
удовлетворяют понятиям о красоте.

Следует также отметить, что большинство критериев не обязательно
неразрывно связаны с той или иной репрезентативной системой. Так,
хотя "красивый" отмечен как критерий визуального удовлетворения в
приведенном выше примере, для некоторых красота смычка может
явиться функцией ощущения его в руке или звучания, а не внешнего
вида. Точно так же для других "натяжение" может быть и визуальным
критерием ("Я знаю, что y него хорошее натяжение по изгибу смычка
без нагрузки"), и слуховым ("Натяжение, выбираемое мною на слух,
говорит о полноте звучания и хорошем прилегании").

Как и с другими представленными здесь понятиями, понятия
репрезентативной системы дает основание для понимания поведения,
а также возможность гибкости переживаний и поведения. Таким
образом, понятие репрезентативной системы помогает понять, как
можно купить негодный, плохо звучащий смычок и быть при этом
вполне довольным своим приобретением: то есть его критерий
хорошей скрипки должен удовлетворяться визуально (прекрасная
древесина, чистый белый волос, великолепная перламутровая
инкрустация на колодке).

Возможность большей гибкости приходит от осознания, что можно
быть мудрее и при необходимости самим выбирать используемые
репрезентативные системы. Вполне подходит визуальный критерий при
покупке бантика на день рождения, а при покупке смычка одной этой
репрезентативной системой не обойтись. Визуально ориентированный
человек обязательно должен знать о понятиях упругости смычка, о
звуковых различиях, чтобы не ошибиться при покупке смычка для
скрипки.

Как уже отмечалось, в большинстве случаев не бывает исключительно
верных или неверных сенсорных репрезентаций при оценки. Однако
одна какая-то репрезентативная система может быть более или менее
подходящей, чем другая в зависимости от контекста использования.
Хирургу, например, может быть чрезвычайно трудно принимать
решения, если обратиться к основанному на чувствах
(эмоциональному) тестированию во время операции. Такие
тестирования создают возможность доведения до сознания
проникновение в чужую плоть, говорят об ответственности за чью-то
жизнь, кричат, что пациенту невыносимо больно и т.д. Подобные
тесты более подходят для просмотра кинокартины или пребывания со
своим возлюбленным, поскольку это контексты, где сознательный
доступ к чувствам важен и уместен. Хирургу лучше остановится на
визуальном тестировании во время операции, это снабдит его
сведениями о глубине разреза, состоянии тканей, о жизненных
реакциях пациента, о возможности жизни или смерти, здесь нет
места эмоциям.

И все же хотелось бы подчеркнуть, что уместность определенной
репрезентативной системы зависит от контекста. Так, человек, чья
профессиональная стезя проходит под знаком визуальных тестов (как
y описанного хирурга), может обнаружить, что его считают холодным
или бесчувственным и друзья, и поклонники, если ему не удается
включить эмоциональное тестирование в контекст своей частной
жизни<*>5<D>.

Проработка

Понимание себя.

"Говоришь, что любишь, но не показываешь этого".

"Никогда за тобой этого не замечал, значит это неправда".

"Я знаю, что могу, раз уж я это делаю".

Эти примеры выражают то, как люди представляют удовлетворение
своим критериям с точки задействования сенсорных систем. Все эти
примеры визуальны: покажи, что любишь; замечаю; вижу, что делаю.
И y вас также? Необходимы ли вам внешние свидетельства, чтобы
знать, что кто-то вас любит, что это правда, что вы это можете
сделать? Если нет, тогда информация какой репрезентативной
системы вам необходима?

Понимание других. Как это может быть, что y такой-то женщины
целый ворох прекрасных туфель, а она все время выбирает себе
теннисные тапочки? Вероятно, покупает она то, что красиво
смотрится, а носит, что удобно сидит на ноге.

Что получаем. Определенные действия требуют способности к
дискриминации той или другой репрезентативных систем. Если вы
хотите играть на музыкальном инструменте, вам необходимо
научиться слышать интервалы y себя в голове и подгонять их под
то, что слышите извне. Спорт требует развития кинестетических
репрезентаций ощущения определенных движений.

Живопись требует развития способности к визуальным дискриминациям
в отношении пропорций, линии, цвета, равновесия и т.д.

В своей клинической работе мы помогли многим превозмочь половые
расстройства посредством изменения визуального тестирования на
тестирование кинестетическое текущих ощущений и эмоций,
естественно ведущих к развитию сексуальности<*>6<D>. Молодых
матерей мы научили, как пользоваться слуховыми тестами, чтобы
понять, что значит плач ребенка: мне мокро, я устал, я голоден,
мне одиноко, мне больно и т.д. Информацией репрезентативной
системы мы даже воспользовались, чтобы помочь нашему другу
овладеть автомеханикой. Он проштудировал кучу учебников и тыкался
вокруг явно неисправного двигателя, хотя с виду все было
замечательно. К сожалению, заведя мотор и исправив, казалось бы,
все, сдвинуть машину с места ему не удавалось. И тогда мы
смоделировали мастера --- механика и нашли, что слуховое
тестирование весьма существенно при работе двигателя. Мы передали
эту способность нашему другу --- по звуку определять все эти гммм
--- гммм, мяуканье, рев, скрежет, пуфы и стоны мотора.

  5. Референтная категория

Результат

Действия

Референтная категория

Временная рамка (Р.С.) Критерии # ЭК

Категория принуждения

Причина --- Следствие

Предмет оценки

Все оценки зависят от ссылки на информацию. Например, решение,
какую книгу взять с собой в отпуск, может потребовать
рассмотрения, что вы уже прочли, какие книги имеются в данный
момент в вашей библиотеке, интригующие книги, о которых вы
недавно слышали, где будете проводить отпуск и т.д. Все это
источники информации, на которые можно ссылаться, решая какую
книгу выбрать.

Оценки не происходят в вакууме, наоборот, они зависят от вызова
необходимой информации. Кроме того, оценки оформляются, тем
источником, на который вы ссылаетесь. Решение о книге с
использованием лишь ссылки на "имеющуюся библиотеку", вероятно,
будет отличаться от выбора человека, включившего в качестве
ссылки интерес "а что же есть в книжных магазинах". Книги из
магазина доступны, но пока он не воспользуется в качестве ссылки
"а что же есть в книжных магазинах", ему и в голову не придет
отправиться в магазин. В качестве примера постарайтесь дополнить
следующее упражнение.

. Выбрать ресторан, чтобы сходить туда вечером.

. Захватить с собой близкого друга.

. Решить, когда встретиться с другом.

. Определить, что главное в том, чтобы посидеть в ресторане с
другом.

При рассмотрении своих внутренних процессов во время этих оценок
вы заметите, что, чтобы сделать необходимые суждения, вы
обращаетесь к любого рода информации: в каком ресторане вы уже
бывали, что бы вам хотелось поесть, кто ваши друзья, есть ли y
них время, что из еды им нравится, ваши ощущения от дружбы и т.д.
Это относительно сложные оценки. Но даже такое, казалось бы,
автоматическое и простое реагирование, как рукопожатие, требует
оценки референтной информации, что вот она, чья-то рука, чтобы ее
пожать. (В данном случае ссылка или референция --- это вид
протянутой руки).

Референтная категория, таким образом, определяет переживания,
ощущения, воспоминания, воображение, восприятие и другие
источники информации, используемые в оценке. Другими словами,
если вы собираетесь приступить к оценке, нужно иметь какие-то
данные для оценки. Референтная категория определяет, откуда вы
получаете эти данные. Из ссылок или референций можно выделить
множество, но мы считаем, что наиболее воздействующими и сильными
являются три из них: это временная рамка (прошлое, настоящее или
будущее), аутентичность (истинность или надуманность),
эмоциональная причастность (личная или информационная). Вначале
мы определим и предоставим примеры по каждому из этих трех
понятий, затем опишем несколько контекстов, в которых каждое из
них к месту или не к месту используется в качестве референции.
Представление различий сопровождается описанием уникальных
характеристик каждой из 10 типов референций, которые можно
дифференцировать как следствие различных комбинаций понятий.

Временные рамки

Обращаясь за информацией к прошлому, мы используем референцию
прошлого. К примерам референций прошлого относятся воспоминания о
получении подарка, о котором так мечтали, к Рождеству, или о том,
как учили такое трудное слово "корова", пишущееся почему-то через
"о", или воспоминании о той пытке, через которую должен был
пройти отец, когда наказывал вас за то, что вы заперли сестру в
сундук. В любом случае информация или опыт, на который вы
ссылаетесь, из прошлого.

Во многих контекстах оперирование по референциям прошлого и
достаточно, и эффективно. Значение только что прочитанного слова,
как починить прохудившуюся камеру, когда перестать заказывать
себе коктейли, распознание реакции супруга --- все это контексты,
где референции прошлого спасают от необходимости обдумывания
своей реакции каждый раз при проявлении такого контекста.

Когда вы обращены к информации из своего окружения в настоящем
(внутренне или внешне), вы пользуетесь референциями настоящего.
Примерами референции настоящего будут ощущения потока внезапного
безумного увлечения, осознания, что земля в цветочном горшке
совсем высохла, воображение, как вы сейчас предстанете перед
своими друзьями. В каждом из этих случаев информация берется из
настоящего, из текущих ощущений и восприятий. В целом любой
контекст, задействующий чувственные ощущения или необходимость
быстрого реагирования, является подходящим для использования
референций настоящего. Танцы, занятия любовью, игра в теннис,
удовольствие от еды, работа врача --- все это контексты, где
основой является референция настоящего.

Всякий раз, воображая нечто, что должно все же произойти, вы
используете референции будущего. К примерам референций будущего
можно отнести воображение собственной уверенности на завтрашнем
собеседовании; знание, что вам потребуется на будущей неделе
купить в бакалейной лавке; представление, как будете выглядеть и
чувствовать себя, если целый год поработаете над собой.
Референции будущего в целом уместны, если не сказать совершенно
уместны, для контекстов планирования, взятия обязательств,
обдумывания последствий. Примерами таких контекстов будут
планирование вечеринки, планы получить образование, сделать
карьеру, купить дом, решиться жениться, завести ребенка.

При оценке прошлого желательно иметь по крайней мере несколько
референций прошлого для оценки; при оценке настоящего уместно
иметь по крайней мере несколько референций настоящего для оценки;
а если вы оцениваете будущее, хорошо бы иметь несколько
референций будущего для оценки. Без каких-то данных из настоящего
попытка оценки понравился ли супруге приготовленный вами обед ни
в коем случае не будет отражением происходящего, а скорее отразит
какие-то переживания прошлого или образы будущего. (Так, мужу
может показаться, что его жена обожает какое-то блюдо, он не
заметит, что она едва к нему прикасается, вздыхает и кривит рот).
Точно так же скорее всего не удается сделать соответствующий
тест, не воспользовавшись референцией прошлого, пытаясь оценить
прожитое на прошлой неделе.

Аутентичность: Истинная и Надуманная Референция.

Стюарт возвращался домой после совершенно неудачного дня на
работе. Ему хотелось вечера, совсем не похожего на только что
прошедший день. Подходя к дверям, он несколько воспрял духом,
мечтая о радости и романтичности вечера со своей дамой, с Анной.
А вот и Анна --- она сидела на стуле на заднем дворе, вздыхая и
медленно выводя ногой круги на траве. Лицо ее опухло, слезы
высохли, но оставили на лице следы. Стюарту уже приходилось
видеть эти медленные круги и слышать вздохи, и те же самые
чувства при воспоминании о прошлом, чувства сострадания и
беспокойства, зародились в его душе. Понимая всю неуместность
своих планов, он отбросил их, опустился на колени рядом с Анной,
взял ее за руку, поцеловал руку и терпеливо стал ждать, когда она
поведает о несправедливостях своего дня.

В данном примере Стюарт тестирует и реагирует по настоящему в
отношении эмоционального состояния Анны. Этот тест основан на
нынешнем виде и поведении Анны и на воспоминаниях Стюарта о
подобном в прошлом. Тестирование Стюарта по настоящему основано
на истинной референции переживаний. То есть Стюарт смотрит на
Анну, слушает ее (истинная референция настоящего) и вспоминает о
ее моментах депрессии в прошлом (истинная референция прошлого).
Комбинация этих двух референций обеспечивает Стюарта опытной
основой, необходимой для распознания, что Анна расстроена
какой-то несправедливостью.

Отзывчивый к потребностям других

Распознание

H (вид и поведение другого человека)

П (опыт общения с человеком)

H (в,с)

критерии # ЭК

Категория принуждения

Причина --- Следствие

Эмоциональные состояния других людей

Если бы Стюарт не заметил поведения Анны или если бы он не
вспомнил о прошлых подобных переживаниях, он бы не распознал
значение ее поведения и, вероятно, не отреагировал бы так. Даже
имея ясно определенный критерий, оценивать без релевантных
референций все равно, что пытаться вырезать мраморную статуэтку
не имея мрамора. Когда вы собираетесь оценивать, вам не только
необходим стандарт (критерий) для сравнения, но нечто, к чему
примерить этот стандарт. В данном случае Стюарт использовал
истинное переживание в качестве основы для оценок. Истинное
переживание, однако, не единственная основа, к которой прибегают
для оценки. Возьмем следующий пример.

Престон с женой решают, куда отправиться в отпуск и приходят к
соглашению, что им следует поехать туда, где до этого они не
бывали. Жена предлагает Аризону, а Престон вспоминает, что видел
в кино пустыню, и представляет, как это будет, видит перед собой
пустынный пейзаж, как ему приходится щурить глаза, чувствует, как
зной иссушает его жизненные силы. "Ни в коем случае", --- говорит
он. Следующее ее предложение --- Нью-Йорк. О больших городах
Престон читал и слышал предостаточно, он воображает себе орды
людей, несущихся между небоскребами, слышит какофонию гудков на
улицах, кругом толчея, лихорадочный темп. "Ни за что", ---
говорит он. Жена делает третью попытку:" Купим себе палатку и
отправимся в горы". Вспоминая идиллические картины, расписанные
друзьями, об отдыхе на открытом воздухе, Престон опять
представляет себе, как это все будет, в этот раз он видит ковер
из сосновых иголок, зелень деревьев и бескрайнюю синеву неба. Он
слышит, как журчит ручей, ощущает дуновение свежего ветерка и
смягчается. "Да, вот туда я хочу", --- мечтательно вздыхает он.

Решение Престона куда ехать в отпуск задействует две оперативные
формы и в значительной степени основано на надуманных, а не
истинных переживаниях. То есть это переживания, которых он
никогда раньше не имел на самом деле, но создал в своем
воображении. В первой оперативной форме Престон оценивает, каким
будет каждое возможное место проведения отпуска. Склеивая вместе
отрывки истинных референций прошлого (из кино, книг, устных) о
пустыне, Нью-Йорке и горах, он способен сконструировать для себя
переживание, предполагаемое для каждого из этих мест. Конечно,
никогда в действительности не будучи в этих местах, он может не
ведать о важных аспектах, как, например, о комарах, нарушающих
своим вечным гудением тишину гор. Независимо от того, точно его
воображаемое будущее или нет, Престон использует его в качестве
информации для оценки, куда отправиться на отдых.

Откуда же исходят эти воображаемые переживания? Рассматривая
каждое из мест для отпуска, Престон создает будущее, однако ясно,
что природа этого будущего (т.е. переживания, воображаемые для
пустыни, Нью-Йорка и гор) определяется референциями прошлого,
которые он связывает с этими местами. Когда-то где-то он видел в
кино, читал, кто-то ему говорил, что в пустыне знойно и сухо.
Используя собственные референции переживаний зноя и жажды,
Престон может вообразить, что значит оказаться в пустыне. Если бы
ему никто прежде не говорил, что в пустыне сушь да зной, а
наоборот, сообщил бы, что это место душистых вечеров и тихого
покоя, Престон создал бы в воображении посещение пустыни,
основанное на референтных переживаниях "душистых вечеров" и
"тихого покоя". (Если бы его жена предложила им отправиться в
Наини Тал в отпуск, вот когда бы ему ничего не оставалось, как
запросить еще информации, поскольку он совершенно не знает
никакого Наини Тала, ему не известно поэтому за какую референцию
переживаний взяться для оценки выбора). Надуманные референции
Престона показаны в таблице литерой "н". (Истинные референции не
обозначены особо).

Престон ---

Выбор места проведения отпуска

Решение

П (Прочитанное, услышанное и увиденное о месте)

Пн (Воображаемое о месте)

Б критерий # ЭК

Категория принуждения

Причина --- Следствие

Каким будет каждое из мест

Поскольку Престон использовал свои референции прошлого для
создания воображаемых будущих переживаний (как оно все будет в
Нью-Йорке, пустыне и в горах), эти три воображаемых будущих
переживания становятся будущими надуманными референциями для
использования во второй оперативной форме в процессе выбора. В
этой следующей оперативной форме Престон оценивает каждую
воображаемую возможность по отношению к типу желаемого отпуска
(т.е. по отношению к критерию, которому хочется удовлетворить).

Престон ---

Выбор места проведения отпуска

Решение

Бн (Возможные места)

Б

Новое # никогда прежде не был

Отдых # тишина, покой

Категория принуждения

Причина --- Следствие

Куда я хочу поехать

Таким образом, результаты одной оперативной формы могут
обнаруживаться как референции в другой оперативной форме. Это
разделение результатов может быть одновременным (как в примере с
Престоном), где "каково это быть в пустыне" оценивается наравне с
оценкой "а хочу ли я туда?". Результаты одной действующей формы
могут передаваться и последовательно как референция на другую
оперативную форму. Если бы Престон оперировал последовательно, то
он сначала вообразил бы, каково это быть в пустыне, без увязки с
грядущим отпуском.

Все референции будущего надуманы. Можно вспомнить истинные
переживания былого, можно заметить происходящее сейчас. Однако по
крайней мере на нынешней стадии концептуальной и научной эволюции
"стрела времени" не позволяет шагнуть из настоящего в будущее или
иметь воспоминания об истинных переживаниях будущего. Поэтому
будущее не может выступать источником референции истинных
переживаний, поскольку нам не дано ни быть в нем, ни иметь о нем
воспоминаний<*>1<D>. Мы можем, однако, тестировать будущее, чтобы
вообразить, каким оно будет. Такое воображение становится
надуманной референцией будущего, которую можно использовать в
наших оперативных формах. Референция будущего автоматически
создается каждый раз, когда тестируется будущее.

В дополнение к будущему надуманные переживания могут создаваться
в настоящем или создаваться и вызываться из прошлого. Так, если
планируя, как представить себя на грядущем собеседовании при
приеме на работу, вы обращаетесь к референции о желаемом исходе
предыдущих собеседований, значит вы используете надуманные
референции прошлого. В этом случае вы пользуетесь референциями
переживаний из своего прошлого, вспоминая, как предлагали свои
качества, а не вспоминая, как запинались и потели на самом деле.
Точно так же, воображение, что вы играете в теннис, как ваш
инструктор, в то время как сидите и наблюдаете за его игрой,
является примером надуманной референции настоящего.

При разграничении понятий истинных и надуманных референций мы
исходим из понятия "консенсуальной реальности". Харви, кролик
Элвуда П.Дауда, был для него "истинным", но не являлся частью
консенсуальной реальности и поэтому (как это ни огорчительно)
является примером надуманной референции настоящего.

Существует определенный класс надуманных референций, столь сильно
воздействующих и преобладающих, что необходимо на этом
остановится --- это так называемые опосредованные референции
переживаний, являющиеся надуманными референциями о переживаниях
других людей. Можно было бы, к примеру, представить себя на месте
своего отца во время наказания или вас за какой-то детский
проступок (Пн). Или можно вообразить себя своим отцом сейчас,
когда он видит, как ваши собственные дети также шалят (Нн). Такое
на самом деле бывает, и все же y вас нет переживаний именно
своего отца. Оба эти опосредованные референции переживаний
сконструированы из кусочков прошлого и (или) настоящего, что дает
вам понятие о переживаниях отца.

Книги, кино, телевидение, радио --- частые источники
опосредованных переживаний. Идентифицируясь с придуманными
героями, мы способны опосредованно жить жизнью других,
конструируя, каково это быть ими. Во тьме театрального зала,
когда Пол Ньюмен осушает последний бокал и отправляется на бой с
жирными миннесотцами, сотни рук в зале сжимают "курки"; миллионы
сердец замирают, когда герой, пройдя через все невзгоды, обнимает
героиню; когда, наконец, наступает та самая ночь для Клодетты
Колберт и Кларка Гейбла, и занавес опускается, мы все еще
остаемся с полюбившимися героями. Книжки, такие, как "Джунгли" А.
Синклера, дают столь будоражащие опосредованные референции
переживаний (в данном случае речь идет о скотобойне), что
порождает целые народные движения протеста, изменения в
законодательстве. Радио превращает миллионы слушателей в
адвокатов, сыщиков и супергероев. А телеверсии таких драм, как
"Корни" и "На следующий день", наделяют миллионы зрителей
опосредованными референциями переживаний тем лишения дома и
семьи, закабаления и рабства или немедленных последствий ядерной
войны. Факт надуманности референции не обязательно означает
меньшее ее воздействие по сравнению с истинной референцией. Часто
мы создаем для себя свои прошлые, настоящие и будущие,
наполненные такой же субъективной аутентичностью, которую мы
обычно связывали с истинными переживаниями прошлого или
настоящего. К примеру, вам, вероятно, известен кто-либо, обычно
конструирующий будущую возможность (свидание, предложение работы,
выигрыш в лотерею и др.) и затем реагирующий на надуманное
будущее как на "верняк". (Этот вопрос мы несколько разовьем в
главе о Категории принуждения). В целом, однако, если имеется
истинное референтное переживание, то предпочтительнее
конструировать переживания по нескольким причинам.

. Истинные референции переживаний гораздо богаче в смысле
ощущений, восприятий, реагирования окружения и т.д.

. Они более точны в смысле ощущений, восприятий, поведений и
реакций, присущих переживанию.

. Часто они более субъективно возбуждающи, поскольку
"всамделишны".

Надуманные референции переживаний более уместны для таких
контекстов, где невозможны личные переживания --- проникновение в
чьи-то переживания, чтобы расширить свои; использование
воображения для исследования незнакомых контекстов.

Эмоциональность: Личностные и Информативные референции.

В приводимом ранее примере, когда Стюарт входит в дом и видит
Анну, он не только вспоминает прошлые переживания, связанные с
Анной, но и в какой-то мере вновь переживает свои чувства
прошлого. Случай, когда вы воткнули отвертку в подключенную
розетку; день, когда вас выбрали старостой класса; утро в
незнакомом городе --- все это примеры истинных референтных
переживаний. Если при воспоминании этих переживаний вы
обращаетесь не только к информации о происшедшем, но и к чувствам
и эмоциям переживания, тогда такое воспоминание представляет
собой личностную референцию прошлого переживания. (В дальнейшем в
книге референция считается истинной, если особо не обозначена как
надуманная).

Таким образом, ощущение боли, когда рука отскакивает назад,
ощущение страха при воспоминании о засовывании отвертки в розетку
под напряжением, составляет личностную референцию прошлого.
Чувство гордости, удовлетворения или беспокойства при избрании
старостой класса --- еще один такой пример.

Личностные референции могут также быть из настоящего и будущего,
они могут быть как истинными, так и надуманными. Осознание своих
чувств от прогулки вечером, когда вы любуетесь красками вечерней
зари, вдыхаете вечерние запахи, чувствуете прохладу на лице ---
это пример личностной референции настоящего. Воображение себя
шаркающим под тяжестью тростника --- это надуманная личностная
референция настоящего. Надуманные понятия Престона о Нью-Йорке,
пустыне и горах --- это не просто образы или звуки. Он также
чувствует, что и как он ощутил бы в этих местах, то есть
использует надуманную личностную референцию будущего при выборе
места отдыха. (Личностные референции обозначены литерой "л" за
временной рамкой референции).

Престон ---

Выбор места проведения отпуска

Решение

Б л (Возможные места)

н

Б

новый # не бывал раньше

отдых # тихо, спокойно

Категория принуждения

Причина --- Следствие

Куда я хочу поехать

Часто бывает, однако, что мы вызываем в памяти, свидетельствуем и
воображаем переживания, не чувствуя ощущений или эмоций, присущих
данным переживаниям. К примеру, можно вспомнить случай, когда вы
катались на велосипеде и вас едва не переехал автомобиль, но не
почувствовать при этом страха (или волнения), который вы ощутили
во время инцидента. Можно было бы, к слову, вспомнить, что вы
были очень испуганы, когда это случилось, но при этом не пережить
страх еще раз. В данном случае воспоминание о случившемся --- это
просто информация, лишенная чувственного или эмоционального
содержания переживания. Мы называем такие референции
информативными. Тогда приведенный только что пример --- это
информативная референция прошлого. (Информативные референции
обозначаются литерой "и", например П<*>и<D>).

Разница между информативными и личностными референциями
иллюстрировалась во время обсуждения авторами планеты Сатурн. Для
ЛКБ Сатурн представлялся лишь образом y нее в голове ---
картинкой, на которую можно при необходимости сослаться. ДГ
ощущал себя рядом с Сатурном. Он воображал, что находится в
космосе на некотором расстоянии от Сатурна, собственными глазами
наблюдая за бушующими там бурями, проносящимися по поверхности,
чувствуя, что ощутил бы, будучи на самом деле вблизи от пылающего
газового гиганта. Из кусков других референций ДГ сконструировал
личностное переживание пребывания рядом с Сатурном, тогда как ЛКБ
воспринимала образ Сатурна как часть информации, не связанную с
ее текущими ощущениями и чувствами. Тогда информативные
референции это те референции, которые не задействуют чувства или
эмоции, на которые ссылаются при переживании.

Как и личностные референции, референции информативные могут быть
из прошлого, настоящего или будущего и могут быть истинными или
надуманными.

. Инцидент с велосипедом --- это пример информативной референции
прошлого.

.Воспоминания о детстве и бесстрастное воображение, что случилось
бы, если бы вас сбил автомобиль, --- это надуманная информативная
референция прошлого.

. Наблюдение за танцующими, отслеживание ритма и движений без
кинестетического или эмоционального реагирования на ритм и
движения --- это пример информативной референции настоящего.

. Если вообразить, что думает и чувствует танцор, самому не
подхватывая эти мысли и чувства, то это надуманная информативная
референция настоящего.

. Вообразить себя безнадежно больным через двадцать лет из-за
курения, но не чувствовать при этом соответствующего дискомфорта
или безнадежности --- это пример надуманной информативной
референции будущего. Информативные референции более всего
подходят для тех контекстов, в которых вы не хотите или вам не
нужна референция, основанная на чувствах: к примеру, знание числа
"пи", как перевести Фаренгейт в Цельсий, как червя насадить на
крючок, или --- для некоторых --- как выглядит Сатурн.

Комбинируя понятия временной рамки, аутентичности и
эмоциональности по классам, можно выделить десять типов
референций переживаний:

Прошлое, Истинное, Личностное

Прошлое, Истинное, Информативное

Прошлое, Надуманное, Личностное

Прошлое, Надуманное, Информативное

Настоящее, Истинное, Личностное

Настоящее, Истинное, Информативное

Настоящее, Надуманное, Личностное

Настоящее, Надуманное, Информативное

Будущее, Надуманное, Личностное

Будущее, Надуманное, Информативное

Каждая из этих референций сингулярна в смысле своего вклада в
переживание и в оценку. То есть каждый тип референций будет
оказывать разное воздействие на результат оперативной формы. В
последующих главах мы покажем особую роль каждой из референций во
взаимодействии с другими переменными в оперативной форме.
Способность к пониманию и копированию способностей другого
человека часто зависит от определения и перенимания используемых
им референций. Таким образом, стоит потрудиться, чтобы поработать
и ознакомиться со всеми референциями. В резюме по референциям
даны все характеристики каждого из десяти типов референций.

Резюме по рефенциям

П<*>л<D> (истинная личностная референция прошлого). Воспоминание
истинных случаев из своего прошлого, включая переживания чувств и
эмоций, связанных с происшедшим.

П<*>л<D> уместно для переживания чего-то из вашего прошлого с
целью нахождения ощущений, которые вы можете захотеть повторить
(свою решимость, например, выйти на улицу в бурю); для нахождения
неприятных переживаний, которые вы хотите использовать в
назидание (тогда вы чего-то не сделали и подвели этим всех); для
воспоминаний (как вы влюбились в своего спутника жизни).

П<*>и<D> (истинная информативная референция прошлого).
Воспоминание истинных событий из прошлого без переживания чувств
и эмоций, связанных с этими событиями.

П<*>и<D> уместно для сбора информации из бесполезно неприятного
прошлого события (воспоминания своих действий, когда y сына
начались конвульсии) или для сбора информации из прошлых событий,
для которых сопутствующие ощущения и эмоции на данный момент
иррелевантны (действия при посадке дерева; где живет ваш друг;
что пришлось сделать в прошлом, чтобы выпрямить скривившийся
ноготь).

П<*>л<D><v>н<D> (надуманная личностная референция прошлого).
Воспоминание воображаемого события, включая ощущения и эмоции,
которые могли бы быть частью такого события.

П<*>л<D><v>н<D> подходят для обогащения диапазона переживания из
вашего прошлого посредством изменения факта биографии на более
удовлетворительный (как вас избирали старостой класса, и поэтому
вас уважали одноклассники --- а делами вы фактически никогда не
занимались) или конструирования других прошлых, чтобы учиться на
них чему-то (построение прошлых испытаний, пройденных с триумфом,
чтобы подбодрить свою храбрость перед новым испытанием).

П<*>и<D><v>н<D> (надуманная информативная референция прошлого).
Воспоминание воображаемого события без переживания ощущений или
эмоций, которые могли бы быть частью такого события.

П<*>и<D><v>н<D> подходят для обогащения диапазона переживания из
вашего прошлого посредством изменения факта биографии, но без
ощущений или эмоций воображаемого прошлого, воздействующих на
ваше нынешнее состояние (воображение, каково быть покалеченным
ребенком, иметь родителей эмигрантов; купить себе угол).

H<*>л<D> (истинная личностная референция настоящего). Наличие
эмоциональной причастности при проявлении внимания к видимому,
слышимому, вкушаемому, обоняемому и ощущаемому как вне, так и
внутри вас.

H<*>л<D> подходят для контекстов, где вам желательна или
необходима текущая обратная связь в отношении своих ощущений и
эмоций (занятия любовью, бег трусцой, вид собственного ребенка,
впервые едущего на велосипеде без поддерживающих колес; изучение
музыкального инструмента).

H<*>и<D> (истинная информативная референция настоящего).
Проявление внимания к видимому, слышимому, вкушаемому, обоняемому
и ощущаемому как вне, так и внутри вас без переживания
сопутствующей эмоциональной причастности.

H<*>и<D> подходит для тех ситуаций, где вам желательна или
необходима текущая обратная связь, но для которой ваши ощущения и
эмоции либо бесполезно неприятны (во время хирургической
операции; слушать критику своей работы), либо иррелевантны
(печатание на машинке, установка машины).

H<*>л<D><v>н<D>(надуманная личностная референция настоящего).
Воображение какого-то события сейчас и переживание ощущений и
эмоций, соответствующих воображаемому.

H<*>л<D><v>н<D> подходят тогда, когда вы хотите обратиться к
текущим внутренним переживаниям других из сострадания (врач,
расспрашивающий пациента; слушать, как дочка делится своими
школьными неприятностями) или для опосредованного переживания
(смотреть фильм; представить, что это вы подаете мяч,
прочувствовать все свои движения, наблюдая, как демонстрирует
удар ваш инструктор по теннису).

H<*>и<D><v>н<D> (надуманная информативная референция настоящего).
Воображение происходящего сейчас без переживания ощущений или
эмоций, соответствующих воображаемому.

H<*>и<D><v>н<D> подходит для обращения к текущим эмоциям других
людей, но отстраненно, обеспечивая тем, что обычно называется
"перспективой" (врач, опрашивающий пациента; адвокат, стремящийся
уладить спор; семейный психотерапевт, работающий, чтобы
разобраться в динамике семейных взаимоотношений), и для
конструирования переживаний, для которых ощущения и эмоции
иррелевантны (видеть "сквозь" здание, чтобы представить его
конструкцию; воображение перестановки мебели в комнате).

Б<*>л<D><v>н<D> (надуманная личностная референция будущего).
Воображение, каким будет что-то при переживании ощущений и эмоций
воображаемого события.

Б<*>л<D><v>н<D> подходит для тех ситуаций, где осуществляемое
сейчас будет иметь прямое отношение к тому, что ощутите вы и
другие люди в будущем (при обдумывании, не бросить ли курить;
каково это --- иметь эмфизему; как в 60 лет быть здоровым; при
решении жениться ли; обдумывая, как пройдет жизнь с супругом;
покупая на Рождество подарки, воображать, что ощутите вы и ваши
близкие, открыв эти подарки).

Б<*>и<D><v>н<D> (надуманная информативная референция будущего).
Воображение чего-то без переживания ощущений и эмоций,
соответствующих воображаемому.

Б<*>и<D><v>н<D> подходит для тех контекстов, где желательно или
необходимо обдумать возможности или спланировать и сделать это
лучше всего без чувств и эмоций (вложение денег; покупка
страховки; предполагаемая встреча с кем-то, пугающим вас), или
где ощущения и эмоции иррелевантны (как обустроить еще одну
спальню в доме).

Уместное использование описанных референций не обязательно
совпадает с реальным использованием их определенным индивидом.
Всем известны люди, вспоминающие небылицы (надуманная личностная
референция прошлого), мучающие себя неприятными чувствами при
воспоминании испытаний и несчастий (истинная личностная
референция прошлого). Студентка терапевтического или
стоматологического факультета, терзающая себя болью или страхом
своих пациентов (надуманная личностная референция настоящего),
имеет совершенно отличные переживания учебы от студента, либо
представляющего себе, что происходит внутри y пациента, не
отдаваясь страданиям пациента (надуманная информативная
референция настоящего), либо попросту не представляющего, что
происходит внутри y пациента (или истинная личностная, или
истинная информативная референция настоящего). Можно купить
лотерейный билет и в экстазе представлять, что можно купить на
выигранные деньги, а не выиграв, ощущать себя ограбленным
(надуманная личностная референция будущего); а можно задуматься о
возможности заработать себе рак, эмфизему или болезнь сердца,
прикуривая следующую сигаретку (надуманная информативная
референция будущего).

Последние два примера использования референций в менее чем
подходящих контекстах высвечивают важность функционального
аспекта референций. Частично значение этих разнотипных референций
прошлого, настоящего и будущего кроется в субъективности
принуждения каждой из них. Для многих людей прочесть и услышать о
канцерогенности курения остается информативной референцией и
поэтому не принуждающей. Им известны факты, однако канцерогенная
опасность выпускаемых ими колечек дыма не более является частью
их личных переживаний, чем, скажем, факт наличия колец y Сатурна.
Однако реакции меняются весьма существенно (хотя и не настолько,
чтобы бросить курить, --- см. Камерон --- Бандлер, Гордон и Либо,
1985г.), когда канцерогенная опасность становится надуманной
личностной референций, где ощущается дискомфорт хрипов и одышек,
ощущается страх при узнавании из диагноза о раке, ощущается боль
горящих огнем легких и т.д. Очевидно, еще более принуждающим
является на самом деле переживание, когда y тебя действительно
рак, когда ты беспомощен и тебе больно (тогда это истинная
личностная референция).

Вывод, все оценки (и поэтому все реакции и поведение) основаны на
и зависят от информации, на которую ссылаются, чтобы произвести
оценку. Референтная категория определяет, откуда референтная
информация --- из вашего прошлого, настоящего или будущего;
истинна она (происходить на самом деле) или надуманна (создано,
придумано); личностная (т.е. будит ли эмоции и ощущения, присущие
переживанию) или информативная (лишенная эмоций и ощущений,
присущих переживанию).

Конечно, знание референций, используемых кем-то в проявлении
поведения, которое вам хочется скопировать, не наделяет вас
личной биографией этого человека. К примеру, индивид, которому
великолепно удается вести переговоры, пользуется определенной
последовательностью оперативных форм, каждая из которых включает
в себя определенные тесты, критерии, эквиваленты критериев,
референции. Единственное, что невозможно y него скопировать, ---
это его личная история относительно ведения переговоров. Эта
личная история содержит сокровищницу релевантной информации,
проявляющую себя в его оценках в первую очередь, как референции
(или в еще более кодированной форме, --- как причина ---
следствие, о чем мы поговорим в следующей главе). Мы можем
скопировать тип используемых им референций, но мы не можем
скопировать его личный опыт, обеспечивающий содержание этих
референций.

Таким образом, полноценность копирования типа референций,
используемых человеком, на первый взгляд неубедительна, если не
принять во внимание, что по большому счету личная история
человека в отношении к специфическому контексту является функцией
типов референций, используемых им. Определенные референции,
используемые им, последовательно направляют внимание и
переживания индивида в определенном направлении. Так, адвокат, y
которого не было прогресса в переговорах по урегулированию
отношений, не пользовался референциями настоящего относительно
текущих реакций противоположной стороны --- именно теми
референциями, которые характеризуют, как мы выяснили, все
успешные переговоры хороших специалистов. Годами используя
референции настоящего, такие индивиды раскрывают секреты реакций
оппонентов в переговорах, те же, кто не пользуется референциями
настоящего, --- остаются слепы. Между тем эта слепота --- дело
преходящее. Пользуясь теми же референциями, что и наш образец, вы
также сориентируетесь в отношении источников переживаний и
информации, что приведет к успеху в данном специфическом
контексте и к тому же наделит вас собственным опытом, который
также будет способствовать успеху.

Проработка

Понимание себя. Определенные используемые референции могут
коренным образом воздействовать на реакции. К примеру, представим
себе контекст попытки спасти зашедшие в тупик отношения. Если
единственной используемой референцией будет "предпринятое не
срабатывает", тогда ваши оценки скорее всего приведут к чувству
безнадежности. Если, напротив, это "я еще не все предпринял",
тогда оценки приведут скорее всего к понятиям любопытно, занятно
и обнадеживающе. Если в качестве референции добавить еще
"насколько удовлетворительны будут отношения, когда нынешние
трудности развеются", вы, вероятно, станете более активным и
что-то еще предпримете. Найдите что-то в своей жизни, где вы
сдались. Какими референциями вы пользуетесь при оценке этой
ситуации? А теперь отыщите в жизни что-то трудное, но вы,
несмотря ни на что, в этом участвуете. Какими референциями вы
здесь пользуетесь? А когда пользуетесь такими референциями для
оценки первого случая, вы все также ощущаете неудачу? Какие
референции необходимы, чтобы избежать в первой ситуации неудачи?
Какие референции можно использовать, чтобы все получилось?

Понимание других. Найдите какого-нибудь недовольного и спросите,
какими референциями он пользуется (например, "Что вы думаете,
когда задумываетесь о том человеке?") Возможно, вы обнаружите,
что он пользуется по преимуществу истинной личностной референцией
прошлого нехорошего поступка этого человека и не берет в расчет
референции настоящего, насколько тот изменился сейчас, и
референции будущего о положительных изменениях этого человека.

Что получаем. Некоторым свойственно последовательно выполнять
намеченное. Раз установленная цель становится референцией во всех
относящихся сюда оперативных формах. Этим гарантируется, что цель
здесь воздействует на все контексты, релевантные достижению цели.

Выберите себе цель, например, финансовую безопасность или стать
привлекательным. Теперь определите, как вы узнаете, что достигли
своей цели. Создайте исчерпывающий список ситуаций, релевантных
своей цели (для финансовой безопасности: посещение магазинов,
составление и оплата счетов, планы продвижения по службе и т.д.).
Прочтите список, представляя себя в каждом из этих контекстов, в
каждую ситуацию вставляя в качестве референции свою цель.
Например, если целью является уменьшение жизненного напряжения и
наслаждением большим досугом, убедитесь, что имеете в виду эту
информацию при оценке решения о начале какого-то долгосрочного,
отнимающего много времени проекта.

Можно обнаружить, что надуманные личностные референции особенно
полезны, если y вас есть тенденция принимать большинство решений
на основе фактически сделанного или пережитого в прошлом. Набор
референций, состоящих из фактически сделанного, если это стоящее,
обеспечивает относительно ограниченный набор переживаний.
Создавая референции во всех временных рамках, находя
конструктивные преимущества в своей собственной истории и в опыте
других людей, вы расширяете диапазон возможных реакций на
различные ситуации. Нами разработано несколько форм для создания
надуманных личностных референций, использование которых всегда
ведет к большей гибкости и к творческому подходу в достижении
личных и профессиональных результатов (см. Камерон-Бандлер,
Гордон и Либо, 1985г.).

Люди могут дурачить других людей --- и так снова и снова, ---
тех, для которых очень тяжело предсказать реакцию человека, даже
хорошо знакомого. Мы работали со многими такими индивидами.
Направляя их к их истинным референциям прошлого, мы помогаем им
найти поведенческие модели членов семей, близких, коллег. Такое
"исследование и разложение по полочкам" со временем дает о себе
знать и гораздо полезнее, чем то, чем обычно они заняты, т.е. они
слушают, что люди говорят о себе (истинная референция
настоящего), а потом забывают обратить внимание на то, что они на
самом деле сделали (истинная референция прошлого). Мы учим их
сохранять примеры и выявлять модели, чтобы понять и предсказать
реакции друзей и знакомых.

Референций будущего являются хранилищем возможного. Оценивая
творческие способности человека, мы всегда проверяем, пользуется
ли он референциями будущего. Если этого нет, мы исправляем это,
наделяя творческим потенциалом. Референции будущего не являются
причиной творчества, но без них творческий процесс --- сплошное
недоразумение.

6. Причина --- следствие.

Результат

Действие

Референтная категория

Тестовая категория

Категория принуждения

Предмет оценки

Причина --- следствие

Представьте, что после нескольких неудачных часов стояния y
дороги с поднятым большим пальцем руки в надежде остановить
попутную машину, вы начинаете размахивать руками --- и вот машина
останавливается. В следующий раз, когда вы опять окажетесь y
дороги, какое действие вы предпримете, чтобы побудить водителя
остановиться? Из предыдущей попытки вы можете предположить, что
именно размахивание руками явилось причиной того, что водитель
остановился и подобрал вас. Если такие причинно-следственные
отношения между размахиванием рукой и остановкой машины окажутся
верными и для других водителей, то y вас появляется техника,
которую стоит повторять, если вам необходимо, чтобы вас подвезли
и будущем.

У разных людей будет разная реакция на свой успех по остановке
машины. Одни будут уверены, что именно размахивание рукой явилось
причиной остановки машины, впоследствии они каждый раз будут
прибегать к такому приему. Для других будет не ясно, остановил ли
водитель именно вследствие их размахиваний или же это получилось
вследствие комбинации размахиваний и тем, что за человеком
оказался водитель, а может это простое совпадение. В следующий
раз, оказавшись на дороге, такой индивид опять воспользуется
стандартным для США приемом с большим пальцем, хотя время от
времени и будет пробовать помахать рукой в попытке выяснить
подтверждение причинно-следственных отношений между двумя
методами. Еще кому-то даже и в голову не придет, что есть
какая-то связь между размахиванием и остановкой машины, может это
простое совпадение. И этот человек будет и в дальнейшем пытаться
поймать попутку традиционно.

Эти примеры не исчерпывают возможные реагирования, однако
иллюстрируют факт, что причинно-следственные отношения
воздействуют на наши переживания и поведения в определенном
контексте. Такие причинно-следственные отношения возникают каждый
раз, когда индивид считает, что какое-то специфическое
обстоятельство ведет к другому специфическому обстоятельству.
Другими словами, причинно-следственные отношения являются
условными отношениями между обстоятельствами, например, как когда
человек думает, что трата денег способствует удовлетворению. В
жизни, между тем, такой философии придерживаются не все, считая,
что удовлетворения можно достичь и другими путями --- через
воздержанность или любовь. Более того, каждое из этих
причинно-следственных отношений, ведущих к удовлетворению,
порождает свои собственные переживания и поведения. Например,
человек, убежденный в причинно-следственных отношениях между
тратой денег и получением удовлетворения, не будучи удовлетворен,
идет и опустошает свой кошелек, а индивид, связывающий
удовлетворение с воздержанием, стремится еще более упростить свою
жизнь, возможно, избавляясь от своего имущества.

В дополнение к специфике понятий, возникающих в
причинно-следственных отношениях, можно добавить и такие
характеристики, как временные рамки и предположения. Каждый раз,
когда индивид полагает себя и выражает в причинно-следственных
отношениях, и причина и следствие таких отношений воспринимаются
в определенных временных рамках. Возьмем в качестве примера
причинно-следственные отношения "правильное питание сделает меня
здоровым". В дополнение к условности отношений между питанием и
здоровьем, условность отношений также воспринимается в аспекте
настоящего, воздействующего на будущее: правильное питание
(сейчас) сделает (в будущем) меня здоровым (на схеме: правильное
питание # здоровый; H # Б). Подобная условность отношений между
правильным питанием и здоровьем может быть выявлена и в других
временных рамках.

Я был здоров, потому что питался правильно П # П

Я здоров, потому что всегда питался правильно П # П

От того, что я в молодости питался правильно, я буду здоров в
старости П # Б

Я здоров, потому что правильно питаюсь H # H

Я буду здоров, потому что правильно питаюсь H # Б

Когда я начну питаться правильно, я буду здоров Б # Б

Раньше y меня было много проблем со здоровьем, теперь я питаюсь
правильно и поэтому в будущем я буду здоров . П # H # Б

Значит, отношения причины-следствия можно рассматривать в любых
временных рамках. То есть можно проследить, как прошлое
воздействует на настоящее (П # H), прошлое воздействует на
будущее (П # Б), настоящее воздействует на будущее (H # Б);
прошлое воздействует на настоящее, а то в свою очередь на будущее
(П # H # Б) и т.д. Человек, говорящий:"Я не очень хорошего мнения
о себе, потому что отец никогда в меня не верил," --- оперирует в
причинно-следственных отношениях, где прошлое ("отец никогда в
меня не верил") ответственно за (следствие) настоящее ("Я не
очень хорошего мнения о себе") (П # H). Заинтересованные в
сохранении природных ресурсов демонстрируют веру в
причинно-следственные отношения, по которым нынешнее
использование ресурсов определит их будущее наличие (H # Б).

Хотя большинство условных отношений может быть выражено по
отношению к каждой из моделей временных рамок, указанных выше,
та, какой вы пользуетесь, может иметь значительное воздействие на
роль, которую причина-следствие играет, влияя на ваши
субъективные переживания и поведения. Рассматривая примеры
причины-следствия, приведенные выше, вчитываясь в них, как если
бы это было верно для вас, и делая после каждого из них паузу,
чтобы поразмыслить, как именно каждая причина-следствие
воздействует на ваше восприятие, вы обнаружите наличие
субъективной разницы в каждой из них, даже если содержание
остается в каждом примере тем же. Из-за того, как мы воспринимаем
прошлое, настоящее и будущее, как на него реагируем, каждая из
приведенных моделей причины-следствия является субъективно и
функционально уникальной, именно поэтому используемая модель и
представляется другой. Временные рамки, к которым привязывается
содержание причинно-следственных отношений, означают очень
многое.

Прошлое к Прошлому (П # П)

Обращаясь к своему прошлому (недавнему или отдаленному), чтобы
определить, как одно является причиной другого, вы обращаетесь к
причинно-следственным отношениям прошлого к прошлому. Можно
оглянуться во времени назад и понять, что приятель согласился
пойти с вами на вечеринку, потому что вы расписали ему это как
удовольствие. Или причина ваших успехов по математике в том, что
учитель похвалил вас. Или вам было одиноко, потому что родители
никогда не учили вас дружбе с людьми. Или ввод закона о
гражданских правах был ускорен движением за гражданские права.

Причинно-следственные отношения П # П обеспечивают информацией о
том, что сделано и что не сделано. Наше прошлое весьма богато
действиями и реакциями, некоторые из этих реакций нам бы хотелось
повторить, другие же повторять не хочется. Роясь в золе прошлого,
часто мы в состоянии обнаружить нечто, позволяющее огню гореть
ярко, а в другом случае лишь едва заметно тлеть. Одним из
результатов таких открытий является субъективное переживание
понимания. Часто мы довольствуемся пониманием, оно вызывает
чувство облегчения и успокаивающее принятие факта.

Другим результатом осмысления прошлых условных отношений является
поведенческая информация, заложенная в этих отношения. Можно
пользоваться этой информацией для подстройки своего поведения в
будущем. Так, поняв, что неудавшийся звонок жене, когда вы
вернулись поздно, мог заставить ее почувствовать, что вы ее не
любите (я не дозвонился # она почувствовала, что ее не любят; П #
П), вы можете использовать такую причину-следствие как основу для
изменения своего поведения в будущем --- например, заранее
сообщив ей, когда вы вернетесь. Точно так же, завалив экзамен,
студент может обратить внимание на другие прошлые экзамены,
успешно им сданные, и понять, что в тех случаях он при подготовке
задавал преподавателям вопросы по непонятным местам (задавал
вопросы # сдал экзамены; П # П). Поняв это, он и в дальнейшем
может пользоваться тем же.

Нет ничего такого в причинно-следственных отношениях П # П, что
выводило бы их из ряда простого наблюдения за причинными связями
между прошлыми событиями. Чудесно, если вы хотите разобраться,
как все получилось. Когда же, наоборот, вы обращены к неприятным
результатам, которые не желаете повторять, тогда причинность П #
П может превратиться в пытку. Если бы тот горе --- студент из
приведенного выше примера не пошел бы дальше простого нахождения
различных причин своих неудач, он еще туже затянул бы удавку
растущего перечня своих ошибок. И тогда каждая неудача и каждое
рассмотрение причин такой неудачи становится мукой, если не
выступает в роли основы для реорганизации нынешнего или будущего
поведения. Если он обязательно должен успевать в будущем,
студенту не достаточно только распознать суть
причинно-следственных отношений. Это должно стать основой для
необходимых изменений в его настоящем и будущем поведении, или же
он опять потерпит неудачу и вновь будет лишь мечтать, что мог бы
задать вопросы, когда была возможность.

Прошлое к Настоящему (П # H)

Причинные связи можно провести между прошлым и настоящим, это
расскажет нам, как все получилось именно так. Ситуация прошлого
рассматривается как факт, воздействующий на настоящее.
Происшедшее можно рассматривать в глобальном отношении к
настоящему ("я одинок, потому что никогда не стремился
обзавестись друзьями"), или фокусируясь в узком смысле ("Сегодня
мне одиноко, потому что я не договорился с друзьями"), все
зависит от субъективных переживаний индивида в данный момент. В
любом случае нечто текущее воспринимается как следствие чего-то в
прошлом.

Подобно П # П, П # H обеспечивает пониманием, которое может быть
самодостаточным. Может просто быть приятно знать, что вы
заботитесь об инструментах, потому что этому научил вас дедушка,
когда вы еще были ребенком. Так же, как и П # П, П # H
обеспечивает информацией, что делать или чего не делать в
настоящем или будущем, чтобы добиться или избежать чего-то. Так,
понимание, что вы чувствуете себя хорошо как результат занятий
зарядкой на прошлой неделе, может заставить связать эти
причинно-следственные отношения между зарядкой и приятным
самочувствием как основу для обязательства и дальше делать
зарядку.

Для многих людей причинность Прошлого к Настоящему в отношении
своих неудач может породить мотив изменить что-то в лучшую
сторону. Однако активные разбирательства в причинах могут
увязнуть в застойности текущего состояния дел. Если ковыряние в
прошлом приводит лишь к обескураживающему открытию, что y вас нет
хорошей работы, потому что y вас никогда не было хорошего
образования, то тут вы зацикливаетесь. "Что ж, так оно и есть,"
--- говорите вы. И что еще хуже, так оно все и будет, пока вы не
найдете, как сделать так, чтобы будущее было приемлемо (в данном
случае, вероятно, стоит поступить в вечернюю школу или техникум).

Прошлое к Будущему (П # Б)

Нити, сотканные нами в прошлом, могут выйти за пределы прошлого и
даже настоящего и потянуться к будущему. В таком случае,
определенные ситуации будущего рассматриваются как прямое
следствие случившегося в прошлом.

"Мои родители были музыкальными, поэтому я буду способен
научиться игре на инструменте". "У меня никогда не будет хорошей
зарплаты, потому что y меня нет хорошего образования." "Лишь
выросшие в городе смогут понять наше положение здесь." "Поскольку
мои родители ладили, я, вероятно, тоже полажу с женой, когда
женюсь". В каждом из этих примеров возможное или вероятное в
будущем определено тем, что было верно для прошлого.

Конечно, субъективное воздействие причинности Прошлого к Будущему
выходит за указание возможного или вероятного, часто становясь
скорее заявлением о том, что будет. Причинная определенность
прошлого может иметь эффект предопределения будущего. То, как оно
было, определяет то, как оно будет. В этом случае прошлое может
предоставлять заверение и оправдание тому будущему, которое
желаемо. В тяжелые времена это заверяет и ободряет, так как
помогает узнать, что вы пробьетесь через текущие неурядицы,
потому что и раньше вам это удавалось (пробивались раньше #
пробьетесь в будущем; П # Б). Вы хвалили и ободряли ребенка в его
успехах в учении, поэтому он сможет быть неуклонным в достижении
успеха и в будущем (хвалили за успехи # готов и дальше быть
неуклонным в достижении успеха П # Б).

Эффект Прошлого к Будущему может быть ободряющим, если
описываемое им будущее желаемо. Если же оно не желаемо, то этот
эффект становится набором цепей и шор, удерживающим вас на узкой
дорожке, когда возможности и шансы остаются незамеченными.
Отвергаемое будущее, подпорченное прошлым, часто мешает любой
возможности действий в настоящем по изменению ограничений таких
причинно-следственных отношений. Так, человек, мечтающий о
хороших заработках (но "приговоренный" к низкооплачиваемой работе
из-за недостатка образования), обращается только к работе, не
требующей образования, и даже и не думает, чтобы пойти в вечернюю
школу. Если же П # Б причинность, диктующая нежелательное
будущее, воспринимается адекватно, то она становится основой для
дополнительных оперативных форм, результатом которых будет
планирование и взятие на себя обязательств по более
благоприятному и удовлетворяющему поведению.

Из коллекции PsyTechServer'а    (c) 1997-2004