Лесли Камерон-Бандлер, Дэвид Гордон, Майкл Либо "Эмпринт - метод. Руководство по воспроизведению способностей"

Часть 1  Часть 2  Часть 3  Часть 4  Часть 5  Часть 6  Часть 7  Часть 8  Часть 9  Часть 10


Никогда не повторяющиеся ошибки.

Мать двоих детей, бухгалтер на 3/4 ставки, жена и просто человек,
Дебора тоже делает ошибки. Как и большинство людей, она бранит
детей за шалости и преступления, которые (как оказывается) они не
совершали, покупает десять литров краски, которая на стенах
смотрится отвратительно, считает, что муж хочет уйти подальше от
дома, а ему уходить и мысли не приходит, заполняет налоговую
форму 1982 года, а на дворе 1984. Короче, Дебора вздыхает
"О-о-о!" и также знает почем фунт лиха, как каждый из нас. Но
есть, между тем, y Деборы талант, которым мало кто может
похвастаться, --- она почти никогда не повторяет ошибок.

К примеру, Деборе и ее мужу очень нравится пустыня, и им
захотелось показать ее красоту двенадцатилетнему сыну, интересы
которого полностью занимает самая новая видеоигра. Так вот, они
готовят недельный поход с палатками в пустыню Сонора. Чтобы
сделать поход попривлекательней для сына, Дебора приглашает его
лучшего друга поехать с ними. К сожалению, жалобы и недовольства
начинаются еще даже до этого, как они приезжают в пустыню, и
продолжаются (несмотря и на добродушные призывы, и на окрики) до
тех пор, пока не возвращаются домой. Мальчикам, видите ли,
скучно, и путешествие навечно остается в анналах семейной истории
чуть ли не как бедствие.

Однако Дебора не торопится закрыть книгу на неприятной странице.
Она признает, что поход был ошибкой, и считает, что надо было
быть внимательней к очевидному нежеланию сына ехать. Какое-то
время она размышляет, что же привело к такой ошибке, и в конечном
итоге сознает, что гораздо больше внимания отдала своим
представлениям о прелестях похода, чем своему сыну. Затем она
задумалась, что могла бы сделать во время такого, что позволило
бы ей на реакцию нежелания сына дать соответствующие соображения.
Это привело ее к осознанию, что, если бы она хоть на минутку
вспомнила себя в детстве, до нее бы дошло, что поход не для него
(пока еще). И последнее, что она сделала, прежде чем оставить в
покое этот поход, --- она представила будущее, где вновь что-то
планирует с участием сына. По ее словам, она представила, чтобы
потренироваться "надевать возрастную одежду моего мальчика, чтобы
оценить, могу ли и буду ли делать так, как мне хочется". Она
нашла, что может, а еще одна неделя, проведенная в следующем
походе, доказала, что и делает. С тех пор Дебора взяла за
правило, планируя что-то с участием сына, обращаться к
воспоминаниям о детстве.

Есть еще с дюжину других примеров. Дебора поняла, что совершила
ошибку, пригласив всю большую семью в свой крошечный домик на
День Благодарения вместо того, чтобы согласиться провести
праздники в доме y своих родителей, где и места предостаточно и
всем было бы удобно. Ошибкой Деборы было ее представление, что,
чтобы держать вечеринку "в руках", нужно, чтобы вечеринка была
дома. Дебора решила для себя, что в следующий раз обязательно
попросит маму провести все в доме y родителей, а она (Дебора) обо
всем похлопочет.

В другой раз Дебора позволила подруге уговорить себя купить
платье, которое вряд ли когда-нибудь надела бы. Из этого
инцидента она научилась стоять перед зеркалом, прежде чем решить
покупать или нет, это давало ей время решить по своему
усмотрению. Еще пример, когда Дебора накричала на сына за то, что
он смотрит телевизор вместо того, чтобы делать уроки, а им и
вправду ничего не задали. Ее реакция основывалась на убеждении,
что сын всегда все делать не так. Но не в этот раз! Поэтому после
этого Дебора, прежде чем кричать на сына, всегда спрашивает
сначала, что им задали.

Характерной чертой всех реакций Деборы является то, что,
распознав ошибку, она (1) задумывается, как это получилось, затем
(2) размышляет, как можно было все сделать иначе и более
удовлетворительно, и, наконец, (3) выясняет, способна ли она
поступить надлежащим образом в следующий раз и насколько
мотивирована для этого. Это сильно отличается от тех людей,
которые, сделав ошибку, пренебрегают размышлениями о содеянном и,
значит, вновь и вновь повторяют ошибку. Даже те из нас, кто
размышляет, что же привело к ошибке, все равно склонны повторить
ее, поскольку не определяют для себя, как по-другому поступить в
такой же ситуации в будущем. Самое большое, на что способны
подобные индивиды, --- это обещать себе, что так больше не
поступят. Но если уж в ситуации людям приходится как-то
реагировать, то они реагируют известным им способом. То есть об
обещании забывается, и ошибка вновь повторяется. Несмотря на
кажущийся автоматизм и естественность верного реагирования Деборы
на ошибку, это все же навык размышлений, который можно
смоделировать и изучить.

Первый шаг Деборы --- выявление ошибки.

Подобно другим людям, Дебора начинает размышлять, не совершила ли
она какой ошибки, если понимает "нежелательность" последствий в
результате содеянного. (Мы поставили слово "нежелательность" в
кавычки, чтобы привлечь ваше внимание к факту, что значение этого
слова сильно варьируется y разных людей). Когда это происходит,
она оглядывается на случившееся и содеянное и старается оценить,
могла ли она отреагировать по-другому, лучше. То есть она
осуществляет тестирование прошлого по критерию альтернативного
реагирования.

Если она находит, что по-другому поступить не могла или могла, но
не лучше, тогда она перестает воспринимать содеянное за ошибку.
Так, в тот раз, когда она поставила коробку на полку и полка
сломалась, это не было ошибкой, поскольку она не могла знать, что
древесина подгнила, то есть по-другому поступить она не могла. И
в тот раз, когда она честно следовала рецепту приготовления
пирога с сыром, и ничего y нее не вышло, тоже не было ошибкой,
потому что лучше следовать рецепту она не могла, хотя в будущем
она ни за что по этому рецепту готовить больше не будет.

Если, однако, она понимает, что могла бы сделать лучше и
по-другому, тогда свое поведение она считает ошибкой. Делая такую
оценку, она полагается не только на свои личные воспоминания о
происшедшем в прошлом, но и на личные переживания настоящего о
неприятных последствиях. Важной причиной --- следствием, лежащей
в основе такой оценки прошлого, является то, что ее поведение
вызывает неприятные последствия.

Не повторяющиеся ошибки

Оценка

П<*>л<D> (Случившееся)

H<*>л<D> (Неприятное ощущение последствий)

П Альтернативы # можно сделать было по-другому и лучше

П

Мое поведение # плохие последствия; П # П

Ошибка

Всем нам известны люди, не предпринимающие даже первого шага
оценки, узнав, что что-то сделанное привело к неблагоприятным
последствиям. Возможно, y такого человека отсутствует
причинно-следственность между поведением и плохими последствиями.
Может быть также, что причинно-следственность воспринимается, но
не производится оценка, можно ли было поступить по-другому. А в
результате такой человек может жаловаться на происшедшее, но
воспринимать как неизбежное. Личностная референция настоящего,
используемая Деборой в отношении неблагоприятности последствий,
помогает ей поддерживать в себе мотивацию по разрешению ситуации.

Второй шаг Деборы --- выяснение изначальной причины ---
следствия.

Определив, что совершила ошибку, Дебора вводит оперативную форму,
посредством которой выясняет причину --- следствие
неблагоприятного поведения в проблемной ситуации. В этой
оперативной форме она использует тестирование прошлого по
отношению к критерию понимания, который, по ее мнению, означает
знание того, что заставило ее повести себя именно так. Ее
референции включают не только личностные референции прошлого о
случившемся, но и личностные референции прошлого о других
подобных переживаниях и информативные референции прошлого,
которые могут внести понимание случившегося. Такая оперативная
форма подпитывается двумя причинно-следственными моделями: что
определенный набор обстоятельств ведет к ее поведению; и что
понимание, как она совершила ошибку, поможет ей реагировать
по-другому в будущем.

Не повторяющиеся ошибки

Определение

П<*>л<D> (Случившееся; другие сходные переживания)

П<*>и<D> (Что мне говорили и т.д.)

П Понимание # знание, что ведет тебя к ошибке

П

Обстоятельства # поведение; П # П

Понимание # действие по-другому; H # Б

Причина-следствие в основе ошибки

Посредством таких оценок Дебора определяет, какие факторы были
(потенциально) ей подконтрольны в ситуации, в которой она
совершила ошибку. Например, размышляя о происшедшем в отпуске со
своим сыном, она решила, что к внутренним образам будущего похода
она была более внимательна, чем к существующим запросам сына.
Значит, ее озабоченность собственными планами и явилась причиной
совершения ошибки. Важность этого шага двояка. Во-первых, это
дает важную информацию в отношении релевантных причинных
поведений, которая используется в последующих оперативных формах.
И во-вторых, простое распознание, что ее поведение явилось
"причиной" ошибки, помогает убедиться, что она воспринимает
результат данной ситуации как последствия выбора, а не пример
своей глупости или "естества".

Для человека, знающего о совершенной ошибке, но не распознающего,
как его поведение явилось причиной ошибки, наиболее характерным
реагированием будет воспользоваться ошибкой в качестве основы для
построения эквивалента критерия или в качестве еще одного
подтверждения о существовании эквивалента критерия. К примеру,
без такой оперативной формы из ошибки с походом Дебора могла бы
вынести, что она "дура", "тупица" или "легкомысленна", или что ее
сын "нытик" и т.д. Значение создания эквивалентов критериев, а не
причинно-следственных моделей, заключается в том, что эквиваленты
критериев предполагают неизменность, то есть "все как есть", и
поэтому они относительно неизменны. Причинно-следственные модели,
напротив, предполагают обусловленность, то есть одно
обусловливает другое, поэтому они потенциально изменчивы.

Третий шаг Деборы --- определение предпочтительной
причины-следствия.

Зная, что ведет ее к ошибке, Дебора рассматривает, как можно было
бы отреагировать предпочтительней. И опять, это тестирование по
прошлому, по отношению к критерию понимания, но понимание в
данной оперативной форме определяется как выяснение, что
направляло бы ее, чтобы поведение было бы другим и
предпочтительнее. Зерно референций для ее мельницы оценок
включает в себя воспоминания о случившемся,
причинно-следственность в основе ее настоящего поведения,
предыдущие сходные переживания и информацию о подобных ситуациях
и реакциях (от друзей, из книг и т.д.) Движущей силой такой
специфической оценки прошлого являются причинно-следственные
отношения между ее поведением и последствиями и между пониманием,
что лучше сработало бы, и способностью отреагировать лучше и
по-другому в будущем.

Не повторяющиеся ошибки

Определение

П<*>л<D> (Что произошло; Пр # Сл для настоящего поведения;
сходные переживания)

П Понимание # что привело бы к другому

П

П<*>и<D> (Услышанное и прочитанное)

Мое поведение # последствия; П # П

Понимать, что сработало бы # реагировать по-другому; H # Б

Эффект различных поведений

Безусловно, недостаточно знать чего не делать. Нужно также знать,
что делать, и эту информацию Дебора получает как результат
оперативной формы. В этом и состоит разница между пониманием и
изменением. Пока вы не знаете, что делать, выбор сводится к
повторению ошибки или к надежде, что ситуация никогда не
повторится вновь, а если повторится, повлечет за собой новые
испытания и ошибки и т.д. Но знание, что делать, позволяет
действовать по своему усмотрению и гарантирует последовательное
усовершенствование.

Четвертый шаг Деборы --- действия по изменению.

Последнее действие Деборы по избежанию повторения ошибок
использует информацию и понимание того, чего избегать и что
делать --- информацию и понимание, полученные в предыдущих
оперативных формах. Вооруженная своим новым пониманием, она
обращается к будущему, тестируя свое решение измениться.
Используя в качестве референции неблагоприятный инцидент, то, что
она узнала о причинно-следственной модели своей ошибки, и то, что
узнала о причинно-следственной модели альтернативного и более
хорошего способа реагирования на ситуацию, Дебора представляет,
как такая же ситуация вновь проявляется в будущем. При этом она
оценивает, что будет, если она вновь совершит ту же ошибку, и что
будет, если она воспользуется альтернативным поведением. Чтобы
сделать будущее по возможности реальней и тем самым более
принуждающим, она включает сюда все, что могла бы увидеть,
услышать и почувствовать. Более того, такая оценка осуществляется
по критерию "глупости", а поскольку ее эквивалент критерия
"глупость" --- это повторяющаяся ошибка, то такой критерий не что
иное, как проклятие для самовосприятия Деборы и именно поэтому
принуждающ. Таким образом, воображение неиспользования
альтернативного поведения и риска поведения такой же ошибки в
будущем отталкивает ее и проявляется в ее поведении как решимость
воспользоваться именно альтернативным поведением.

Не повторяющиеся ошибки

Тестирование

П<*>л<D> (Ошибка и ее причина-следствие; альтернативное
поведение)

Б (в, с, к) Глупость # повторная ошибка

Б

Использовать альтернативное поведение # избежать ошибку; Б # Б

Что в будущем

Многим приходится пройти через горнило ошибок, прежде чем найти
частицы своего поведения, ведущие к ошибке. А многие продолжают
этот нелегкий путь, пока не находят такие самоцветы поведения,
которые делают возможным избежать ошибки. В людях, кому
открывается "что мне следовало сделать", такое прозрение часто
порождает моменты раскаяния и самобичевания, они обещают себе
поступить в следующий раз лучше. Затем все забывается, пока в
следующий раз не повторяется та же ошибка. А когда повторяется,
кому какое дело до двух оперативных форм для понимания, хватит и
одной, чтобы опять раскаиваться и терзать себя.

Заключительная же оперативная форма Деборы, наоборот,
гарантирует, что она полностью осуществит свое намерение изменить
поведение. Ее эквивалент критерия, где глупость означает
повторение ошибки, создает возможность повторения ошибки как
образец глупости. Это совершенно противно ее самовосприятию и
потому очень принуждающе. Недостаточно только тестировать
будущее, чтобы распознать ужасные последствия, если не
воспользоваться альтернативным поведением. Проявление решимости
Деборы не повторять ошибки требует, чтобы тестирование будущего
производилось в соответствии с критерием, связанным с
самовосприятием, с критерием, который, будь он нарушен, повлияет
на самовосприятие. Дебора одна из тех, y кого мы выявили модели
таланта не повторять ошибки. Мы трансформировали эти модели в
серии инструктирующих последовательностей, которыми может
воспользоваться каждый, чтобы обрести такую ценную способность.
"Эмпринт --- форма по превращению ошибок в знание" была
представлена многими группами <1>. Особенно она пользуется
успехом y родителей. Они учатся по ней, а потом учат своих детей,
чтобы как можно реже звучало: "Да сколько раз тебе повторять...".
Дети на то и дети, чтобы совершать ошибки, --- это важная
составная часть их развития. Но теперь существует прекрасный
метод, как воспользоваться ошибкой в качестве стимула для знания
и изменения. А по нам, так лучше уж учить ваших малышей как не
повторять ошибки, чем слышать ваши: "Да сколько раз тебе
повторять..."

Своевременность.

Бен --- успешный книжный агент. Одно в нем очень привлекательно
--- y него есть одна черта, на которую мало обращают внимание,
еще меньше используют и часто злоупотребляют: своевременность.
Как представителю действующих писателей на переполненном и
конкурентоспособном рынке, ему иногда приходится крепко
потрудиться, втолковывая клиентке, что ее рукопись не приняли как
неимеющую коммерческой перспективы или что ее нужно сократить в
аккурат наполовину, да подработать кое-где. Но если некоторые
вестники плохих новостей переживают или чувствуют себя не в своей
тарелке, Бен больше озабочен чувствами самих получателей таких
новостей. И не потому, что так уж за них переживает, ---
расскажет и не дрогнет. Работа --- работой, а чувства --- это для
дома. Но прежде чем сообщить что-то, он хорошенько присмотрится,
готов ли клиент получить новость.

Своевременность хороша не только для плохих новостей, считает
Бен, но и для хороших тоже. Так, пришлось ему встречаться за
обедом с издателем, которому он намеревался всучить огромную
рукопись, только что полученную от нового клиента. За обедом Бен
заметил, что издатель явно на взводе и очень зол, и решил
попридержать пока рукопись в портфеле. Вскоре выяснилось, что два
самых больших проекта издателя критики зарубили на корню. Рана
была смертельной, и книжки так и остались не проданными. Издатель
говорил о "перегруппировке", о включении некоторых своих надежных
авторов опять в списки бестселлеров.

Бен понял, что издатель не в подходящем настроении, чтобы
упоминать о каком-то неизвестном авторе, но он был уверен, что
книга в его портфеле и есть как раз то, что нужно этому человеку.
Он порылся в памяти о том, что ему было известно об издателе ---
что его беспокоит, как он реагирует, --- чтобы пробить в нем
"брешь" восприимчивости. Ему вспомнилось, что издатель всегда
отличался незаурядным даром хорошо ориентироваться в драме
взлетов и падений текущего момента, напрочь забывая о прошлых
синяках и шишках. Бен посочувствовал издателю, признался, что
знает, сколько сил требуется, чтобы издать хорошую книгу. Они
согласились, что есть о чем горевать, чувствовать боль и
разочарование. А потом Бен мягко помог издателю вспомнить, что
коммерческий успех книги --- дело непредсказуемое, ведь не все
зависит от издателя. Издатель несколько расслабился. Бен
подбросил еще пару случаев, когда издатель думал уже, что стоит
на грани краха. Издатель усмехнулся этим воспоминаниям. Бен стал
говорить о многочисленных успехах издателя, не забывая упомянуть
о неизвестных авторах, которых тот поддержал и которые благодаря
этой поддержке после многих неизбежных коллизий стали признанными
и известными. Издатель не мог не ощутить ту же гордость. Бен
уверенно заявил, что в будущем издателя завалят проектами и
книгами авторов, о которых он когда-то побеспокоился, и дело
издателя, а дело это стоящее, вновь станет источником
удовлетворения. Бен продолжал в том же духе, пока они оба не
заговорили о будущем. Рассудив, что теперь издателя проняло, Бен
выложил рукопись, и они принялись обсуждать ее.

Ту же способность, которую Бен использовал в работе, он применял
и в отношениях с друзьями и дома. Однажды он получил прекрасное
сообщение от своей бывшей жены. Ему захотелось рассказать о
телефонном звонке нынешней жене, но, вернувшись домой, он нашел
ее грустной и печальной. Бывшую жену к кругу своих друзей она не
относила, поэтому он рассудил, что говорить о ней сейчас, значит
только еще больше расстроить жену. Несмотря на то, что к вечеру
Бену удалось ее подбодрить, но ледок оставался все еще слишком
тонким, чтобы пройтись по нему "коньками", поэтому с новостью он
решил не торопиться. Утром жена проснулась в хорошем настроении,
улыбаясь Бену и (что было важнее) самой себе. Он заметил, что от
вчерашнего не осталось и следа. И он рассказал ей о звонке ---
она приняла это нормально.

Нетрудно найти примеры людей, которые, кажется, не обращают
никакого внимания на эмоциональное состояние других и кто, надев
толстые ботики невежества, шагает (даже и не умышленно) по
эмоциональным пальчикам окружающих. Обращают ли они внимание на
эмоциональное состояние своих жертв и игнорируют это или просто
не видят чувств окружающих --- результат один. Возбужденный
подросток распахивает дверь навстречу со своей первой девушкой, а
отец преграждает ему дорогу, чтобы пропесочить за плохую работу
на лужайке, наказывая, чтобы утром все доделал. Вы ждете гостей к
обеду и мечетесь как угорелая по кухне, когда входит соседка и
устраивается на табуретке, чтобы поболтать. Приятель, слишком уж
настойчивый в своей дружбе, просит отложить все планы на
выходные, чтобы помочь ему с переездом. Вы помогаете ему снять
квартиру, загрузиться, выгрузиться, настроение вконец испорчено.
А приятель, несмотря ни на что, просит помочь и в следующие
выходные, на этот раз починить машину.

Способность Бена выходит далеко за простое внимание к
эмоциональным состояниям других людей. Если человек в
неподходящем настроении, Бен делает все что может, чтобы помочь
ему сменить настроение. Такой поведенческий этап напрочь
отсутствует y большинства людей, которые вместе с тем способны
распознать, когда настроение их сотрудников благоприятно, а когда
не очень. Без этого этапа сообщить новость все равно, что окатить
ушатом холодной воды и ждать, как это воспримут, можно, конечно,
и подождать с новостью, пока не изменится "погода". А вот Бен
использует подход, достойный и уважения, и признания, и потому
стоит его смоделировать.

Первый шаг Бена --- оценка восприимчивости оппонента.

Первая из оперативных форм своевременности Бена подключается,
когда он начинает общение с кем-то, кому необходимо сообщить
важное известие. Бен немедленно приступает к тестированию
настоящего по восприятию другого человека. Для Бена критерий
"восприимчивый" означает пребывать в эмоциональном состоянии,
позволяющем адекватно реагировать. Он осуществляет свои оценки,
основываясь на специфичности своего сообщения, на воспоминаниях о
настроениях индивида и его реакциях (референция прошлого, которая
для него информативна), на текущих наблюдениях за этим индивидом
(личностная референция настоящего) и на информативной референции
будущего, как отреагирует человек на своевременно поданную
новость. Принуждает Бена к оценке набор причинно-следственных
моделей, включая сюда "своевременность позволяет другому человеку
и услышать, и хорошо отреагировать", "несвоевременность может
привести к потере контакта и создать опасные условия для
отношений," "своевременность ведет к успеху."

Своевременность

Оценка

H<*>и<D> (Сообщение)

П<*>и<D> (Настроение, реакции и т.д.)

H<*>л<D> <v>н<D> (Эмоциональное состояние)

H Восприимчивость # способность

H

Б<*>и<D> (Адекватное реагирование)

Своевременность # слышит и хорошо реагирует; H # H

Несвоевременность # потеря контакта, угроза отношениям; H # Б

Своевременность # успех; H # Б

Эмоциональное состояние оппонента

Все причинно-следственные модели, к которым прибегает Бен,
отводят первостепенное значение восприимчивости других.
Равнозначным, однако, является и использование им тестирования
настоящего, позволяющее реагировать на текущее состояние другого
человека. Оценивая восприятие с использованием тестов прошлого
("Раньше он всегда этим интересовался") или будущего ("Уверен, ей
будет интересно услышать об этом"), можно подвергнуться риску
навсегда рассориться с человеком.

В полном соответствии с тестом настоящего о восприимчивости
находятся и референции Бена о прошлом и настоящем, что дает ему
информацию о человеке, с которым он взаимодействует, а не
ориентирует его на самого себя, на свое эмоциональное состояние.
В этом случае ни его энтузиазм, когда новости хорошие, ни его
сдержанность, когда новости плохие, не оказывают большого
воздействия на оценки в момент беседы. Повторимся, Бен сообщает
новости (приятные и неприятные) только когда получатель в
состоянии лучше всего отреагировать на них.

Второй шаг Бена --- налаживание восприимчивости оппонента.

Если Бен находит, что на горизонте буря, вместо того, чтобы
броситься в омут или ждать, пока буря стихнет, он делает все,
чтобы усмирить бурю. И называет это "прорубанием бреши
восприятия". Сюда входит тестирование будущего в отношении, что
можно делать и говорить, чтобы человек стал более восприимчив. На
его эффективности отразится все им предпринимаемое.

Составляя план, он полагается на прошлый опыт общения с этим
человеком, на прошлый опыт передачи сообщения, сходного по типу,
на текущую природу взаимодействия с ним. Он также не забывает и о
сообщении, которое необходимо довести до оппонента. Такая
оперативная форма подпитывается его убеждением, что создание
"бреши восприятия" позволит ему успешно сообщить новость и
сохранить отношения.

Своевременность

Планирование

H<*>и<D> (Сообщение)

П<*>л<D> (Опыт общения)

Б # Эффективный # вызывающий восприимчивость другого

Б

П<*>и<D> (Опыт такого рода сообщений)

H<*>л<D> (общение)

Создание "бреши восприятия" # успешное сообщение, сохранение
отношений; Б # Б

Пути создания восприятия

Важно, что Бен использует тестирование будущего в своей попытке
прорубить брешь восприятия. Тест настоящего скорее всего привел
бы его к простому испытанию различных подходов, пока какой-то
один не оказался бы эффективным. Если бы, напротив, он
использовал бы тестирование прошлого, ему пришлось бы вновь и
вновь пробовать все, что он делал в таких ситуациях. Тест
будущего позволяет обогатить план, принимая во внимание прошлый
опыт, текущие обстоятельства, также как и еще не испробованные
возможности и возможное воздействие всех этих трех источников
информации.

Важно также, что Бен использует критерий эффективности. Это
относится к результату, а не ориентирует его только на
стандартный набор эмоциональных реагирований, типа любопытный,
счастливый или расслабленный, которые являются эмоциональными
состояниями, соответствующими или не соответствующими
специфической новости Бена. Повторимся, в намерение Бена входит,
чтобы индивид был соответственно восприимчив, что может означать
разные эмоциональные состояния в зависимости от человека и
новости.

Третий шаг Бена --- наблюдение за взаимодействием при
осуществлении плана.

Придумав, как помочь другому человеку стать более восприимчивым,
Бен приводит план в действие. Это, однако, не означает, что Бен
делает что-то по отношению к индивиду, он делает что-то вместе с
индивидом. То есть, приводя план в действие или изменяя свое
взаимодействие с индивидом, Бен внимательно отслеживает
воздействие своего подхода --- становится хуже, лучше, вообще
ничего не происходит. Он хочет знать, сопрягается ли избранное им
направление со склонностями оппонента. Для этого Бен осуществляет
тестирование текущего настоящего в отношении восприимчивости
индивида, как он это делал при запуске оперативной формы.
Причинно-следственность, которой придерживается Бен, является той
же, как и в первой оперативной форме. В самом деле, основная
разница между этой оперативной формой и первой заключается в том,
что сейчас y него есть план для ссылки во время взаимодействия.

Своевременность

Осуществление плана

П<*>и<D> (План)

П<*>и<D> (Настроения индивида, его реакции и т.д.)

H Восприимчивость # способность реагировать соответствующим
образом

H

H<*>л<D> <v>н<D> (Эмоциональное состояние индивида)

Б<*>и<D> (Соответствующая реакция)

Своевременность # другие слышат и верно реагируют; H # H

Несвоевременность # потеря контакта, нарушение отношений; H # Б

Своевременность # успех; H # Б

Прогресс в "прорубании бреши в восприимчивости"

Забота y Бена в продолжающемся взаимодействии та же, что и когда
они только встретились: убедится, что этот индивид подходяще
восприимчив для новости, которую Бен должен сообщить. Разница в
том, что теперь y Бена есть также и план, по которому можно
проверить прогресс в воздействии на эмоциональное состояние
другого человека. Если в каком-то месте становится очевидно, что
план не срабатывает, Бен повторно обращается к оперативной форме
планирования. Он использует реакции индивида в качестве
дополнительной информации, по которой либо модифицирует свой
план, либо избирает новое направление действия.

Никому не нравится, когда наступают на пальцы. И никому не
хочется знать, почем же фунт лиха. Однако недостаточно просто
признать справедливость этих истин. Бену последовательно удается
избегать встречи с этими истинами в результате особой организации
своих внутренних процессов в отношении заботы и внимательности к
эмоциональным состояниям других людей и выполнения всего, что в
его силах, для изменения этих состояний. Беседуя с Беном для
выявления его оперативных форм своевременности, мы обнаружили,
как это часто y нас бывает, что он обладает и другими
способностями, которые усиливают его талант своевременности. Так,
y него есть способность различить с высокой степенью точности
эмоции, переживаемые другими людьми. Он умеет также перемещать
человека от одной эмоции к другой. Приняв программу
своевременности Бена, но обнаружив, что вам также необходимы и
эти его способности, чтобы быть эффективным, вы захотите
смоделировать оперативные формы и этих дополнительных
способностей.

Учиться и учиться.

Для многих людей учиться --- значит что-то делать, чтобы окончить
школу и поступить на работу. Возможно, в работе требуется еще
немного подучиться, набраться навыков и умений. Но когда со всем
этим покончено, можно преспокойно дальше кататься по наезженной
колее. Афоризм утверждает, что "невежество --- это счастье", и
порой кажется, что скоро лишь немногие смогут охватить его смысл.
Становится очевидно, что нарастающий темп технической и
информационной эволюции скоро сделает пожизненное учение нормой
для каждого, кто хочет быть на гребне профессиональной и
культурной волны. Возможно, кое-кто и спасует перед перспективой
массы научно-технической литературы, классных комнат, семинаров,
библиотек, учебы, но только не Сара.

Сара --- вечный ученик. Она постоянно добывает новые сведения и
знания, которыми может воспользоваться для улучшения себя или
окружающего мира. Диапазон ее запросов простирается от форм
психотерапии и здорового питания до классных аудиокассет. Есть,
конечно, кое-что, что ей не по зубам, но это так мало, а вокруг
всего интересного так много! Несколько лет тому назад Сара
открыла небольшую консультацию, для которой пользовалась своими
книгами (изучив сначала библиотечное дело, конечно). Бизнес
разрастался, а тут и эра компьютеров грянула, она решила
разузнать о компьютерах и купить один, чтобы вести бухгалтерию,
корреспонденцию и идти нога в ногу со временем. Купленный
компьютер простоял какое-то время нетронутый, и не потому, что y
Сары пропал к нему интерес, а потому ,что в это время она изучала
другое --- о питании, винах и рынке ценных бумаг. Сара описывает,
как перед ней разворачивается "пирамида уходящих вдаль
возможностей учиться". Объекты, которые прямо перед ней, ясны и
принуждающи. Она отдается этим интересам, пока сонм других
привлекательных перспектив в настоящее время определен неясно и
стоит "под парами". И компьютер тоже стоял под парами, пока не
позвонил Сарин бухгалтер (сообщая, что скоро потребуются
материалы) и не сконцентрировал ее внимание на компьютере.
Сместив несколько пирамиду своих возможностей учиться, она засела
за книги и учебники, знакомясь с работой и использованием
компьютера, --- задача, по ее мнению, волнующая и веселая.

Никто не станет отрицать, что жизнь --- такая вещь, где можно
чему-нибудь поучиться, но многие просто этого не замечают.
Например, если доктор скажет таким людям, что они неправильно
питаются, они просто спросят y него, что есть, а что не есть. Им
и в голову не придет разузнать о питании самим. Такие индивиды
собирают информацию о еде, но и понятия не имеют, почему они не
здоровы и в чем заключается системная ошибка их питания. Точно
так же многие всю свою жизнь проклинают, хвалят или поддаются
мистификациям своего правительства и экономики, но им и в голову
не приходит разобраться, как это правительство или экономика на
самом деле функционируют.  Бывает также, что некоторые распознают
что-то, чему стоит поучиться, но не могут расставить приоритеты в
таких возможностях. Так, научиться писать хорошие деловые письма
(это Джо очень требуется для работы) столь же принуждающе
притягательно, как и возможность узнать, как лучше всего
закончить покраску автомобиля, изучить историю философии и
выяснить, почему y звезд разные цвета. Эти три последние
деятельности, безусловно, стоят того, чтобы ими заняться, но,
возможно, не столь актуальны для Джо, как возможность научиться
писать деловые письма. Человек, не умеющий расставить приоритеты,
будет просто растрачивать и время, и силы. И наконец, даже,
имеющие расставить приоритеты могут найти, что учение --- задача
тягостная. Часто в результате такая задача либо избегается, либо
люди не хотят сделать и шага, чтобы приступить к ее выполнению.
Не трудно спорить, что компьютеры --- не сахар, а радость и
волнение от их изучения y Сары --- каждому свое. Но дело
оказывается в другом --- y Сары радость и волнение каждый раз,
когда она берется изучать что-то новое. Но как это возможно, что
y Сары есть все расширяющаяся пирамида возможностей учиться, она
выбирает эти возможности по приоритетам да еще ей от этого весело
и радостно?

Первый шаг Сары --- выбор чему учиться.

Причинно-следственность, инициирующая оперативную форму Сары на
выбор чему учиться, основана на ее убеждении, что "учение
является единственным способом достать то, что я хочу". Именно
такая причинно-следственность побуждает ее чему-то учиться в ее
мире. Осознав возможность, она оценивает степень изучения
чего-то, что позволит ей стать более сведущей, что будет весело и
интересно.

Другими словами, она оценивает возможности, осуществляя
тестирование будущего по критериям "сведущая", "интересно",
"весело". Любая возможность, удовлетворяющая одному из этих
критериев, добавляется к ее пирамиде изучаемого. Делая такие
оценки, она использует референцию о своих желаниях и потребностях
и особое внимание обращает на возможности поучиться чему-нибудь y
окружающих ее людей.

Вечное учение

Выбор

H<*>л<D> (Желания и потребности)

H<*>л,и<D> (Чему поучиться y окружающих)

Б Сведущая # более способная осуществить желание и потребности

Б

Интересно # над чем стоит поразмыслить

весело # делать успехи

Учиться # единственный способ добиться желаемого; H # Б

Учиться # сведущая; Б # Б

Чему учиться

Три критерия Сары поименованы в приоритетном порядке, где
"сведущая" занимает самое главное место. Возможности поучиться,
которые сделают ее более сведущей в ценимых ею областях, ставятся
поближе к вершине пирамиды, чем просто интересные возможности,
хотя, конечно, все три критерия совместимы и усиливают друг
друга. Например, изучение компьютеров для Сары важно, поскольку
она станет более сведущей в работе, тогда как изучение работы
телефона просто интересно. Изучение вин тоже повышает ее
осведомленность, которую она считает непременным элементом
способности хорошо развлечься, к тому же это интересно и весело.

Важно также, что она тестирует будущее, а не настоящее или
прошлое. Использование теста настоящего для определения чему
учиться, когда имеется масса выборов, существенно ограничило бы
ее выбор, поскольку она упустила бы те возможности, которые в
данный момент не актуальны. Когда Сара узнала от врача, что к
старости y нее возможен остеопороз, она тут же начала изучать
питание, поскольку остеопороз помешает ей заниматься делом. Если
бы она воспользовалась тестированием прошлого, принуждения
заняться своим питанием она не почувствовала бы, так как текущие
ее способности не подвергаются опасности. Многие обращены к
тестированию прошлого, раздумывая, что изучать, такая оценка чаще
всего приводит их к изучению чего-то, о чем они уже что-нибудь
знают.

Второй шаг Сары --- определение приоритетов.

Вторая оперативная форма --- определение приоритетов в
возможностях учиться. (Такой шаг необязательно тут же следует за
предыдущей оперативной формой, но становится релевантным, когда
ей требуется решить, как распорядится временем и силами во время
учения). Она тестирует будущее по отношению к иерархии критериев,
но в данном случае критерии имеют дело с благополучием. Во главе
Сариного списка стоит благополучие ребенка, затем идут ее
умственные способности, обязательства по отношению к другим,
потом ее физическое здоровье и т.д. Сара основывает свою оценку
на том, чему учиться (пирамида выборов), на текущих потребностях
других и надуманных референциях будущего о потребностях
относительно близкого будущего.

Вечное учение

Выбор

H<*>л<D> (Возможности учения)

H<*>л<D><v>н<D> (Потребности других)

Б Благополучие ребенка # ЭК

Б

Умственные способности # ЭК

Обязательства # ЭК

Физическое здоровье # ЭК

Б<*>и<D><v>н<D> (Необходимо сделать)

Не учиться тому, что необходимо выучить # не преуспеть в жизни; H
# Б

Что на самом деле начать изучать.

Приоритет, в котором Сара расставляет критерии, помогает ей
быстро и последовательно выбирать наиболее значительное с точки
зрения благополучия своего и других людей (ближайшее будущее).
Такая иерархия позволяет отбирать те возможности, которые
наиболее релевантны персоналу, семье и отношениям благополучия.
Люди, чьи критерии не организованы в ясно определенной иерархии,
часто либо не могут решить, что делать, в результате ---
бездействуют, либо скачут от одного к другому без всякой
последовательности. (Очевидно, что критерии y людей разные.
Важное для Сары может не иметь никакого значения для другого
человека. Но ясная иерархия критериев будет только на пользу
любому). Литеры для Сариной референции будущего (и # л)
представляют собой факт рассмотрения ею различных реалий своего
будущего, которые видятся на расстоянии, лишены деталей и не
принуждают. Когда обязательство приближается к потребности
осуществления, оно становится более принуждающе, пока не
превращается в личностную референцию необходимости действия.
Качественные различия в восприятии неизбежного и отдаленного в
будущем позволяют ей ощутить принуждение, изучить определенные
возможности, а не метаться в ошеломлении перед лицом множества,
черед которых еще не настал.

Хотя и сходная по содержанию с причинно-следственностью первой
оперативной формы причинно-следственная модель данной оперативной
формы существенно отличается в создаваемой для Сары ориентировке.
В первой оперативной форме ("учение --- единственная возможность
добиться желаемого") причинно-следственность дана позитивно. То
есть это ориентирует ее в направлении изучения необходимого. Во
второй оперативной форме ("не изучение необходимого помешает
успеху в жизни") причинно-следственность ориентирует ее прочь от
последствий неучения. Таким образом, причинно-следственная
модель, используемая в нахождении вещей, стоящих изучения,
позитивна; модель же, используемая в расстановке приоритетов, ---
негативна, то есть отрицает, отвергает неактуальное, когда ей
приходится выделять время и энергию на самое необходимое.

Третий шаг Сары --- учиться понимать.

Третьей удивительной способностью Сары в умении вечно учиться
является то, что, увлекшись процессом изучения чего-то (неважно,
насколько это может показаться пресным для других), она ощущает
волнение и радость. Текущие оценки во время обучения говорят ей,
что она сейчас что-то понимает из того, что она воспринимает как
новое. Референтная основа такой текущей оценки включает все ее
информативные и личностные переживания прошлого и настоящего,
которые она с пользой применяет к изучаемому, а также референции
будущего об уже достигнутой пользе от изучения какой-то темы.

Вечное учение

Изучение

П<*>л,и<D> (Релевантные переживания)

H<*>л,и<D> (Релевантные переживания)

Б<*>л<D> (Польза)

H Понимание # восприятие чего-то нового

H

Причина --- Следствие

Ее прогресс.

Сара знает, что понимает что-то, когда воспринимает что-то новое.
Для нее умение достойно встретить новое --- волнительно и
радостно. Таким образом, каждый раз, когда Сара увлечена мозаикой
новых сведений, она осознает свое растущее понимание, а вместе с
ним приятное волнение и радость. Радостно ей почти все время, и
все время она чему-то учится. Она учится ради радости, которую
несет учение. Но в радости она не теряет голову. Учась, она
опирается на весь свой опыт и переживания, что помогает ей
определять, что новое, а что нет, и сохраняет ее курс, постоянно
ставя перед ней референцию будущего о достигнутом результате.

Сара пользуется наиболее часто рекламируемым критерием ---
пониманием. Для большинства же людей это понятие лишь
второстепенно. Чаще всего вместо этого критерия используется
критерий достижения результата (завершение, успех, точность и
т.д.). Пример Сары ясно дает понять разницу между критерием
достижения результата и критерием понимания с референцией
результата. В ее доме установили телефонные линии для получения
деловой информации, но аппараты не работали. Проследив путь
проводов, она обнаружила страшную путаницу, каким-то образом
связавшую несколько телефонов, автоответчик и компьютер вместе.
Почувствовав полную беспомощность перед этой путаницей, она
решила разобраться, как это все работает. Некоторое время она
потратила наводя порядок, подключая все по-другому и проверяя
результат. В конце концов она наткнулась на комбинацию, где все
заработало. Дело она сделала, но удовлетворения не было. "Я
исправила, но меня волнует, что я не поняла каким образом,
поэтому, когда придет мастер, заставлю его мне все объяснить ...
в самом деле, как интересно!"

В процессе моделирования Сариной способности вечно учиться мы
нашли закономерность. У Сары эта закономерность основная и
означает "быть сведущей", тогда как не имеющие такой способности
используют эквивалент критерия, в общем, выглядящий как "незнание
означает несведущий". Применив Сарин эффект, мы, могли сломать
такой эквивалент критерия, освободив человека для информации,
которой ему по-другому никогда бы не овладеть. Такая
причинно-следственная модель разрывает узы эквивалента критерия,
что делает "быть сведущим" основой для решения, знает индивид об
этом уже или не знает, вместо, а не сможет ли узнать.

Не хочется, чтобы возникло впечатление, исходя из нескольких
примеров, приведенных выше, что все результаты обязательно должны
включать три или четыре оперативных формы. Какие-то результаты
задействуют лишь одно действие и одну оперативную форму, а другие
--- десятки. Примеры, показанные здесь, были отобраны, чтобы
ознакомить вас с некоторыми последовательностями оперативных
форм, чтобы не путать вас сложными переплетениями. К счастью,
большинство способностей, смоделированных здесь, оказалось вполне
ясными, вовлекающими не более пяти-шести оперативных форм.

Как говорилось в начале этой главы, необычное можно найти в самых
обычных людях, окружающих нас в повседневной жизни. Сару, Бена,
Дебору и Эла их друзья и знакомые, вероятно, не воспринимают как
нечто выдающееся. Они и сами ничего особенного в себе не видят,
сталкиваясь, как и все мы, со многими трудностями жизни.
Согласны, люди они вполне обычные, но мы также понимаем, что y
них, как и y всех нас, есть определенные экстраординарные
таланты. Нет никакой необходимости как-то особенно относиться или
даже любить человека, чьим особым талантом хочется овладеть, и
это неплохо. Важно лишь распознать особенности этого человека. В
отличие от старых способов обучения, когда уходили месяцы или
годы, информацией об оперативных формах можно овладеть за
несколько часов. Поиски экстраординарных способностей y вполне
ординарных людей могут не привести вас к особому их почитанию, но
могут помочь по-другому взглянуть на них, на их личные качества и
профессиональные достижения.

Умение распознать и оценить таланты другого человека уже само по
себе талант. Это способность, которая позволит вам
воспользоваться необыкновенными навыками, которые еще предстоит
открыть. Это способность, которую Эмпринт --- метод поможет вам
развить и использовать.

Часть III

Метод на службе y нас.

9. Выбор Результата.

В предыдущих главах мы представили организующий принцип и набор
понятий, которыми пользуются в Эмпринт --- методе. Нами также
была представлена фундаментальная предпосылка, на которой
построен метод, гласящая, что если для кого-то возможно
наслаждаться специфическим навыком или чертой, тогда возможно
перенять, проявить тот же самый признак. Но, чтобы превратить
такую возможность в реальность, требуется больше, чем осознание,
требуется еще и осознанное действие.

Под осознанным действием мы понимаем действие, требуемое для
определения оперативных форм, лежащих в основе поведения или
переживания, которые вы хотели бы перенять или передать другим, а
также использование полученной информации. Эмпринт --- метод
является источником знания о том, как направить ваши действия на
пользу. Поскольку действие это является процессом приобретения
способности, Эмпринт --- метод отмечает шаги, требуемые для
передачи способностей, а также для их понимания и оценки. Процесс
приобретения, связанный с добавлением талантов других людей к
собственному набору способностей, требует прохождения через три
основные стадии.

Первая из этих стадий вовлекает определение желаемого результата,
выявление по крайней мере кого-то одного, обладающего тем
свойством, которым вы также хотите овладеть, и определение
действий и оперативных форм, задействуемых в осуществлении этого
результата. Закончив с этим, вы готовы к следующему этапу,
вовлекающему проявление и определение каждой из переменных для
необходимых вам оперативных форм. Окончательный этап в данной
последовательности --- это установка полностью определенных
оперативных форм в свою личность или личность другого человека.

Данная глава предоставляет предложения и указатели, которые
помогут успешно одолеть первый этап, стадию определения вашего
результата и идентификации типов деятельности и оперативных форм,
требуемых для достижения результата.

Следующие две главы включают набор приемов выявления и
обнаружения, который пригодится на первом этапе, проведет вас
через второй этап определения переменных для индивидуальных
оперативных форм, которые вы хотите перенять. Затем в главе 12 вы
познакомитесь с несколькими примерами установки
последовательностей, которыми можно пользоваться (или вести через
них других) для полного переноса оперативных форм и тем самым
обрести желаемые навыки и способности. Путь через эти этапы
исхожен нами вдоль и поперек. Мы исследовали все его ловушки,
которые следует избегать. Ведя вас по этому пути, мы будем
указывать на опасности, а вы шагайте уверенно. С каждым шагом вы
будете не только ближе к цели, но и узнаете о новых ранее скрытых
аспектах пути. А в конце нашего совместного пути вы вполне
освоитесь, чтобы исследовать все вновь и по-своему.

Результат.

Самым важным первым шагом является точно определить результат,
который вы хотите смоделировать, и контекст, в котором он
проявляется. Первым делом нужно собрать информацию об основных
действиях и оперативных формах, без этого нас ждет неудача. Не
установив ясный результат, вы завязнете в сборе информации
одновременно о самых разных контекстах и вам не удается
рассортировать информацию по отдельным оперативным формам. Это
все равно, что спрашивать y прохожего, свернуть ли вам направо
или налево y следующего угла, не решив сначала, куда же вы
намерены идти. Прежде чем двигаться дальше, узнайте, какой
специфический навык вы хотите обрести или передать другим.

Осуществление первого этапа начинается, когда вы отвечаете на
вопрос: "Что такого могут другие, что и я хочу уметь (или хочу
научить этому других)?" Есть люди, возможно, вы и знаете кого-то
из них, обычно организующие свое время и действия так, что они и
продуктивны, и пунктуальны, и с досугом y них все в порядке.
Другие являются проницательными инвесторами, постоянно занимаются
спортом или умеют на помехи ответить добродушной улыбкой и
конструктивными действиями, правильно питаются, рано встают,
никогда не делают ничего через силу, а в самых хороших отношениях
со всеми, проводят хорошие вечера отдыха и т.д. и т.п. Как мы уже
говорили раньше, меню возможных переживаний и поведений
бесконечно. Как иллюстрируется примерами возможных результатов,
указанных выше, то, что определяется как поведение, не
ограничивается чисто внешним проявлением. Обычно, когда мы
говорим о поведении, мы ссылаемся на то, что видим и слышим о
действиях индивида. Запомните, однако, что в Эмпринт-методе
поведением считается абсолютно все, что делает индивид. Тогда и
внутреннее реагирование, как, например, эмоциональная реакция
ощущения удобства или доверия пусть даже к критике является
поведением. Значит, для индивида в контексте критики, реакцией
поведения будет комфорт и доверие.

В добавок к эмоциональным состояниям внутренние поведения могут
также захватывать и познавательные процессы. Например, оценивая
определения, которые мы дадим чуть дальше, что познавательные
процессы являются внутренними поведениями, вы можете начать поиск
в своем личном опыте сведений и примеров, которые подходят или не
подходят под определения, можете взвешивать очевидность,
рассматривать значение такого определения и т.д. Более того, все
это может происходить очень быстро. Лишь немногие, видя, как вы
сидите и делаете свои расширенные внутренние изыскания и оценки,
догадаются, что вы заняты чем-то еще помимо чтения, а вы,
конечно, и не признаетесь, что не только читаете. Фактически вы
будете глубоко вовлечены в поведения внутренних процессов в
качестве реакции на необходимость оценить, что же вы читаете. (По
контрасту можно вспомнить и о том, как вы читали слова на
странице, но не вовлекались во внутренние процессы, которые
делали бы эти слова понятными). И сложение чисел в голове, и
оценка своих потребностей или нужд других людей, и планирование
дел на завтра или на всю оставшуюся жизнь, и обязательства
измениться, и поощрение себя, чтобы подстричь газон, --- все это
примеры внутренних поведений. Таким образом, любое внешнее,
эмоциональное или познавательное реагирование в пределах
специфического контекста может служить соответствующим
результатом.

Позитивное оформление результата.

Простое определение поведения, желаемого для себя или других, не
является достаточной основой для моделирования и копирования.
Отобранный поведенческий результат должен сначала соответствовать
моделированию.

Устанавливая для себя соответствующий результат, важно выражать
его с точки зрения вашего желания, а не нежелания. Например,
вместо желания не спать долго, необходимо желание подниматься
рано. Вместо переедать --- питаться разумно. Определение
желаемого результата в положительной форме --- определяя
желаемое, а не нежелаемое --- залог успеха. Наш опыт
подсказывает, что такие, которые подчеркивают отрицание, --- в
лучшем случае вносят сумятицу в специфических контекстах и не
годятся для моделирования. Если результат выражен в отрицательной
форме "неимения" или "избежания", мы пересматриваем его,
оформляем позитивно с точки зрения опыта и поведения. Так,
реакция известного политика, "реагирующего на провокационные и
трудные вопросы, не стараясь оправдываться", должна быть
переоформлена как "реакция на трудные вопросы выражением
собственных личных мнений". Точно так же результат "не впадания в
панику из-за неудачи" можно перевести в "реакцию на неудачу как
на приобретаемый опыт с уверенностью и оптимизмом".

Положительный момент такой трансформации в позитив заключается в
том, что он выявляет искомое, тем самым обеспечивая вас базой, с
которой можно сравнить, совпадает ли с желаемым результатом
внутренний процесс, моделируемый и копируемый вами. Без такой
референтной базы для результата собираемая информация может
оказаться бесполезной, избыточной или несвязной.

Согласование результата с контекстом.

Выяснив желаемое, переходим к контексту --- когда, где, с кем.
Нужно ответить на вопрос: "В какой ситуации я хочу проявить
результирующее поведение?". Недостаточно просто установить в
качестве результата, скажем, способность выражать собственное
мнение, чувствовать себя уверенно перед лицом неудачи, постоять
за себя, следовать диете, быть решительным. В дополнение к
поведению как таковому вы должны также определить контекст, в
котором хотите это проявить. В каком контексте вы хотите постоять
за себя? При взаимодействии с равным себе? Любимыми? Старшими?
Всегда? Если результат --- это следование диете, тогда намерены
или желаете ли вы следовать ей всегда, во всех контекстах, без
исключений? А как в поездках или с обедом в гостях y шефа или с
празднованием вашего юбилея с несравненной в ресторане?

Можно и в самом деле держать в голове какой-то специфический
контекст, чтобы воспользоваться в нем результирующим поведением.
Важно определиться с контекстом, в котором вы хотите использовать
результирующее поведение, поскольку оперативные формы одних и тех
же поведений в разных контекстах могут быть существенно и
значительно различны. Так, если вы хотите суметь постоять за себя
перед начальником на работе и прибегаете к оперативным формам
такого же результата при взаимоотношениях с любимыми, можно
обнаружить, что недавно приобретенная способность совсем не
подходит в применении к начальнику. Значит важно, моделируя
поведение, пользоваться в качестве источников информации людьми,
которые не только реагируют желаемым образом, но делают это в
контекстах, в которых вы хотите проявить такое поведение.

Поведение свойственное и нарочитое.

Следующим относящимся к результату соображением будет решение,
что моделировать: свойственное поведение или нарочитое.
Свойственное поведение --- это поведение, приобретенное индивидом
как естественный результат взаимодействия в своей среде за многие
годы. При распознавании таких поведений их обычно называют
талантами, природным даром, натурой или способностями. Девушка,
легко и быстро схватывающая логику компьютерного
программирования, и ее одноклассница, не такая дока в
программировании, но с готовностью оценивающая этот талант в
других, --- это примеры свойственных поведений. Свойственным
поведением первой девушки является способность разбираться в
компьютерном программировании, а свойственным поведением второй
девушки является способность ценить такой талант в других. Для
целей копирования любое поведение, приобретаемое случайно (как
большинство наших поведений), просто помечается как
"свойственное".

Нарочитыми поведениями, с другой стороны, являются поведения,
приобретенные намеренно. То есть индивид определил необходимость
специфического поведения, и ему (ей) удалось приобрести такое
поведение. Таким образом, разница между свойственным и нарочитым
поведением выражается разницей между, например, "от природы"
хорошим рассказчиком и человеком, научившимся хорошо
рассказывать, хотя раньше он рассказывать не умел. Несмотря на
общий итог поведения (и, вероятно, использование одних и тех же
оперативных форм), существует значительная разница между ними в
смысле проделанного для приобретения такой способности. Для
первого делать ничего намеренно не пришлось, второму пришлось
пройти через последовательность желания научиться, мотивацию, сам
процесс учебы и т.д. Реакции, поведения и опыт, ведущие человека
к обретению поведения, но сами по себе не вовлекаемые в
проявление этого поведения, называются предшествующими
действиями.

Общий пример разницы между поведением и предшествующими
действиями можно найти в отношении курения. Большинству
курильщиков известно что следует прекратить курить, им, может
быть, даже известно, как это сделать, но они не могут
мотивировать себя на самом деле бросить. Это показывает, что не
только поведенческий результат отказа от сигарет, но также и
предшествующие действия по принятию решения, мотивации,
планированию как это сделать и т.д. могут быть критическими для
возможности бросить курить.

В дополнение к оперативным формам для результата как такового вам
как индивиду могут также потребоваться оперативные формы для
предшествующих действий, составляющих поведение, ведущее и
поддерживающее обретение желаемого результата. На практике, пока
вы еще не знаете о своем недостатке решительности, обязательств
или мотивации, необходимых, чтобы избранный результат стал
реальным, мы предлагаем начать моделирование с самого результата.
Установив оперативные формы результата, вы быстро определите
необходимость также и предшествующих действий. Успешно овладев
способностью генерировать результирующее поведение, но обнаружив
что-либо, не делаете этого, либо вам не удается продолжать
генерировать его в соответствующих контекстах, вы должны
обратиться к одному или несколькими предшествующим действиям. О
предшествующих действиях более подробно мы поговорим в разделе
"Действие".

Кого моделировать.

Выбирая модель для подражания, вы должны найти человека,
поступающего так, как вы хотите поступать в желаемых контекстах.
На практике это не всегда столь очевидное требование.
Распространенной ошибкой является использование в качестве
объекта моделирования человека, который не полностью
удовлетворяет требованиям результата. Так, мы часто наблюдали,
как люди пытаются научиться бросить курить y тех, кто никогда не
задумывался о курении, как о чем-то первостепенном. Хотя,
по-видимому, и стоящая моделирования, способность избегать
сигареты не то же самое, что бросить курить. Для человека,
желающего бросить курить, необходимо смоделировать индивида,
курившего и бросившего.

Если в результате предпринятого вам известно, что потребуются
поведенческие и настроечные предшествующие действия так же, как и
результирующее поведение как таковое, тогда вы также захотите
выбрать в качестве модели кого-то, для которого результирующее
поведение является нарочитым.

По возможности старайтесь наблюдать реальную демонстрацию
желаемой реакции вашего объекта в контексте, который интересует
вас. Если y вас нет возможности наблюдать человека в контексте, в
котором вы хотите изменений, тогда постарайтесь создать такую
возможность, возможно, создав для объекта необходимую ситуацию.
Например, если y одной из ваших сотрудниц репутация весьма умелой
в оценке коммерческих перспектив, но вы никогда не были рядом,
когда она делала оценки, можно напроситься к ней в следующий раз,
когда она будет встречаться с перспективным посетителем. Вам
также захочется провести с ней некоторое время и после, чтобы
задать нужные для моделирования вопросы. Самым простым способом
будет обыграть с ней ее отношения с клиентом, где роль клиента
сыграете вы. В любом случае вы удостоверитесь, что ваш объект на
самом деле реагирует так, как это хотелось бы сделать вам.
Дополнительным преимуществом в создании результирующего
контекста, и тем самым возможности непосредственной демонстрации
способности объекта, является то, что y вас будет свежий пример,
на котором строятся ответы объекта, когда вы задаете свои вопросы
по моделированию. Мы всегда стараемся найти по крайней мере троих
носителей способностей, которые мы хотим смоделировать для себя
или других. Это позволяет нам сравнивать их и выяснять, какая
модель наиболее удачна. Пользуясь Эмпринт-методом для нахождения
моделей, характерных для людей в целом или для их специфических
поведений, мы привлекаем массу разнообразных образцов для
уточнения. Хотя, результируя индивидуальное поведение в
частности, мы, уже исходя из опыта, считаем, что использование
более трех образцов приведет лишь к избытку информации.

Действия.

И вот вы уже установили свой результат и нашли по крайней мере
одного человека, уже компетентного в проявлении такого
результата, с которого можно снять необходимую информацию об
оперативной форме. Теперь нужно, чтобы вы поняли, что кажущееся
относительно простым, направленным и быстро проявляющим себя
поведение может на самом деле быть конечным продуктом целого
набора действий. Например, результирующим поведением написания
техдокументаций является, очевидно, результатом успешного
выполнения других действий, связанных с выбором темы,
исследованием, выработкой структуры презентации, выбором стиля и
т.д.

Действия --- это шаги, предпринимаемые индивидом, чтобы проявить
определенное результирующее поведение. Таким образом, "выбрать
тему" и "провести исследование" --- это два действия, лежащие в
основе способности вести техдокументацию. Точно так же
использование Эмпринт-метода для моделирования задействует
начальные действия определения результата, выяснения потребности
свойственного или нарочитого поведения, определения действий.

Вовсе не обязательно, что оба описанных результата (ведение
техдокументации и моделирование) организуются по действиям,
указанным для каждого из них. Обозначенные действия были взяты y
индивидов, на самом деле проявляющих такие результирующие
поведения, по описания основных действий принадлежит им. То есть
набор действий, выявленных y индивида, представляет
индивидуальный способ организации своего опыта и является
значительным в обеспечении возможности проявление результирующего
поведения так, как данный индивид проявляет его. Для одного
поведенческий результат "подняться и танцевать" включает лишь
одно действие --- "делать это", --- для другого же --- это целый
набор действий: "решить, что я хочу ощутить", "определить, что
понравится партнеру", "представить что-нибудь новенькое". Для
обоих танцоров набор действий "верен" для реакции на танец.
Индивид, чья оперативная форма моделируется, является
окончательным судьей, как делать осуществляемое так, как он это
делает.

Из коллекции PsyTechServer'а    (c) 1997-2004