Лесли Камерон-Бандлер, Дэвид Гордон, Майкл Либо "Эмпринт - метод. Руководство по воспроизведению способностей"

Часть 1  Часть 2  Часть 3  Часть 4  Часть 5  Часть 6  Часть 7  Часть 8  Часть 9  Часть 10


Причинно-следственная убежденность выявляется обращением к
использованию индивидом любых из многочисленных лингвистических
форм, предполагающих причинно-следственные отношения. Одной из
наиболее распространенных форм является "если... то...".

Если ты будешь со мной, то я буду счастлив.

Если мне известно, что я делаю, то и работа спорится.

Его заметят, но только если он хорошо постарается.

Он видит другой путь? Пусть его и попробует.

Форма если-то предполагает, что некое "если" (причина) ведет к
какому-то следствию или "то" (следствие). Как показано выше, в
третьем и четвертом примерах, слова "если" и "то" не обязательно
должны быть явно выражены, чтобы высказывание получило форму
если-то.

Кроме этой формы, есть и другие формы, помечающие обусловленность
отношений. Наиболее известные из них: "значит", "поэтому",
"следовательно", "потому что" и "когда".

Я все сделал вовремя, значит ему полегчает.

Она завела много новых связей, поэтому скоро дела ее пойдут в
гору.

Работу закончил, следовательно был внимателен.

Я счастлива, потому что ты здесь.

Потому что я знал, что делаю, потому и работа спорилась.

Его обязательно заметят. Потому что старается.

Мне хорошо, когда ты здесь.

Когда я знал, что делаю, и работа спорилась.

Его обязательно заметят, но только когда он постарается.

Между тем факт использования "если-то", "значит", "поэтому",
"следовательно", "потому что" или "когда" при описании отношений
между двумя реалиями вовсе не обязательно означает описание
причины-следствия. Еще одной возможностью может быть выражение
эквивалента критерия. Говорящий: "Мне нравишься ты, потому что
мне приятно быть с тобой", --- может иметь в виду либо "мне
приятно быть с тобой, поэтому ты мне нравишься" (приятно #
нравиться; причина-следствие), либо "мне приятно быть с тобой,
поэтому я знаю, что ты мне нравишься" (нравится # приятно быть с
тобой, ЭК). Точно так же "если ты улыбаешься, значит ты счастлив"
может означать или что улыбка вызывает счастье, или что улыбка
счастье.

Высказывается причинно-следственность или эквивалент критерия ---
часто видно по контексту высказывания, как это говорится, что уже
известно. Если вы сомневаетесь, выражает ли субъект эквивалент
критерия или причину-следствие, разницу можно выяснить, задав
вопрос.

 --- Вы говорите, что (улыбка) является причиной (счастья) или
что вам известно, что вы (счастливы) потому что (улыбаетесь)?

Существует, однако, такая лингвистическая форма, которая никаких
сомнений не вызывает. Она отмечена использованием глаголов,
предполагающих причинные отношения. Например, следующее:

Я вижу тебя, и это заставляет меня быть счастливым.

Я вижу тебя, и это делает меня счастливым.

Я вижу тебя, и это приводит к тому, что я счастлив.

Я вижу тебя, и это вызывает мое счастье.

Я вижу тебя, и это порождает во мне счастье.

Высказывание типа "что-то (причинно-следственный глагол) что-то"
неизменно показывает убеждение в специфической
причинно-следственности.

Кроме содержания причины-следствия (т.е. что является причиной
чего), y каждой причины-следствия предполагаются также и
причинно-следственные отношения между временными рамками;
например, что нечто в настоящем будет иметь следствие в будущем,
и что-то в прошлом явится причиной чего-то в настоящем. Подобно
остальным переменным, воспринимаемые причинно-следственные
отношения между временными рамками организуют восприятия и
мышление по определенным направлениям и поэтому сильно
сказываются на поведении, проявляемом как результат оперативной
формы, где играют свою роль причина и следствие. Например, "Если
бы я усердно работал, я добился бы успеха" совсем не равнозначно
и не вызовет такой же реакции, как "Если буду усерден, я добьюсь
успеха". Выявление предполагаемых причинно-следственных отношений
между временными рамками должно основываться на временных формах
глаголов, используемых субъектом при определении
причины-следствия.

 --- Как со мной обращались родители является причиной, какой я
сейчас.

обращение ----> какой я сейчас; П # H

 --- Я прилежно работаю и в конце концов добьюсь успеха.

работаю ----> успех; H # Б.

 --- Я всегда буду признателен, потому что ты многому меня
научил.

научил ----> признательность; П # Б

Когда причинно-следственные отношения не ясны по сказанному,
можно это уточнить, задавая вопросы следующего типа.

Почему (критерий) важно?

Что делает (критерий) важным?

Такие вопросы принуждают субъекта четче обозначить используемые
им критерии, которые часто проявляются в форме причины-следствия.
Например, рассказывая о планировании самоделки, Алан дает понять,
что критерием, используемым им при выборе материала, является
"наличие" материала.

МЛ: Что делает использование наличного материала важным?

Алан: Использование наличного материала заставляет меня подходить
творчески к созданию самоделки.

(использование того, что есть под рукой # творчество в подходе; H
# H)

Оправданием использования наличного материала для Алана является
его восприятие причинно-следственных отношений между
использованием такого материала и качеством его работы.

Следующие примеры демонстрируют разнообразие методов проявления и
обнаружения причины-следствия, а также несколько иных типов
причины-следствия и их воздействие в рамках оперативной формы.
Нашим первым субъектом является Салли, реагирующая, как нам уже
известно, на комплименты смущением и самоуничижением.

МЛ: Вы всегда смущаетесь на комплимент?

Салли: Да нет, не всегда. Если мне с человеком комфортно, то к
комплиментам я отношусь очень хорошо.

Салли определяет причинно-следственные отношения между
комфортностью и хорошим восприятием комплимента (комфортно #
комплимент принимается, H # H). Здесь причина-следствие выражены
формой "если-то".

Мэри в трудных ситуациях, когда сроки ограничены, "замедляется",
становится очень осторожной в действиях.

МЛ: Почему вы замедляетесь?

Мэри: Так я могу быть внимательнее. Я знаю, что любая ошибка
сделает необходимым опять начать все сначала, а я это ненавижу.

Мэри оперирует причинно-следственными отношениями между
допущением ошибки и необходимостью сделать все сызнова (ошибка #
повторение; H # Б). Фраза "сделает необходимым" указывает на
причину-следствие.

Раскрывая процесс написания романа Пол определяет критерий,
которому старается удовлетворить в работе, --- "полное
переживание".

МЛ: Что вы имеете в виду под полным переживанием?

Пол: Под этим я понимаю наполненность всех чувств --- я вижу,
слышу, обоняю, ощущаю вкус, чувствую. Иначе я могу отвлечься.

Причина-следственность здесь между наполненностью всех чувств и
полным вниманием (наполнены чувства # полное внимание; H # H).
"Иначе" --- то же самое, что сказать "если нет, то".

Рассказывая о своем подходе к редактированию видеороликов, Морган
говорит: "Hy, должно быть понятно. Все должно быть понятно
зрителю, если он собирается учиться". Морган выражает убеждение в
причинно-следственных отношениях между понятностью и учебой
(понятность # учеба; H # Б). Как и y Салли, причина-следствие
здесь в виде "если-то": если собирается учиться, то должно быть
понятно.

Морган --- создание удачных видеороликов

Редактирование

H<*>и<D> (Просмотр пленки)

Б (в)

Б

H<*>л<D><v>н<D> (Глазами новичка)

понятность # звенья разделены и последовательны

Понятность # учеба; H # Б

Редактирование

В описании поведения регулярного участия в голосовании Сара
упоминает референтное переживание, когда она видела, как ужасно
переживала мать, что она не проголосовала.

МЛ: Вы считаете, что почувствовали бы то же самое?

Сара: Да. Я всегда голосую, но знаю, если не проголосовала, я
буду чувствовать себя ужасно.

Причина-следствие между неучастием в голосовании и ужасным
чувством (не голосовать # чувствовать ужасно; H # Б).

Сара --- постоянно голосует

Решение

П<*>л<D> (Мать не голосовала)

П<*>л<D> (Ее голосование)

Б (к)

Б

Б<*>л<D> (Не проголосует)

Ответственный # голосующий

Не голосует # ужасное чувство; H # Б

Голосовать ли.

Из высказываний Вилли ясно, что он не усматривает
причинно-следственные отношения между своим голосованием и
критерием "влиянием его голоса" или между тем, кто побеждает на
выборах, и "влиянием его голоса". Тогда значит ли это, что y
Вилли нет причины-следствия в отношении "влияния его голоса"?

МЛ: Из того, что вы говорили, получается, что отсутствие влияния
вашего голоса делает вас пассивным на выборах. Почему же влияние
вашего голоса столь для вас важно?

Вилли: Если я могу голосовать и вижу, что мой голос учитывается,
то я знаю, что тоже что-то значу.

Вместо причины-следствия Вилли отвечает, описывая, как ему
видится пусть хотя бы частичное удовлетворение его эквивалента
критерия "я что-то значу" (если... то).

Другими словами, есть по крайней мере один способ для Вилли
сознавать свое значение --- это видеть, что его голос
учитывается. И хотя это интересный эквивалент критерия, но он не
является частью оперативной формы для решения голосовать или нет
(но вполне подходит для оперативной формы оценки собственной
значимости).

МЛ: Исходя из ваших слов, даже если бы вы и увидели, что ваш
голос учитывается, вы все равно не пошли бы голосовать, поскольку
вам без разницы, кто победит на выборах.

Вилли: Думаю, это так.

МЛ: Тогда в чем смысл выборов?

Вилли: В том, что ни y кого --- ни y партий, ни y кандидатов ---
нет всех ответов.

Но если кто-то попадает туда, кто на самом деле действует иначе,
вот тогда каждый задумывается о своем пути и начинает
рассматривать новые подходы.

Вилли убежден в причинно-следственных отношениях между иными
действиями и катализом новых подходов (иное # катализ новых
подходов; H # Б).

МЛ: Вы также говорили, что учитываете, нравится ли вам кандидат
или нет. Верно, за Кеннеди вы проголосовали, потому что он вам
нравился. Но что такого особенного должно быть, чтобы кандидат
нравился?

Вилли: Если вам человек нравится, то по крайней мере вы способны
ощутить, что могли бы положиться на него, даже если вас и не
устраивают его поступки.

Вилли выражает причинно-следственные отношения между "нравится" и
"можно положиться" (нравится # можно положиться; H # Б).

Вилли --- голосует время от времени

Решение

H<*>и<D> (Мой голос роли не играет; положение в стране)

Б (в)

П<*>и<D> (Прошлые администрации)

Иной # смена

H

H<*>л<D> (Отношение к кандидату)

H (к)

нравится # эмоциональность

Иной # катализ новых подходов; H # Б

Нравится # можно положиться; H # Б

Голосовать ли.

Категория принуждения и Подчинение.

Категория принуждения определяет, какой из тестов, составленных в
оперативной форме, выливается в поведение. Значение категории
принуждения в том, что хотя возможно осуществить много различных
репрезентаций и оценок, но лишь некоторые из них ведут к
поведению.

Для определения временной рамки категории принуждения нам
необходимо знать лишь тесты, критерии и текущие поведенческие
реакции по специфической оперативной форме. Временная рамка
категории принуждения будет той же, что и временная рамка теста,
в результате которого проявление поведения. Так, например,
текущее планирование Рэя в отношении детского праздника являлось
функцией тестов прошлого по тому, что доставляло радость ему как
ребенку. Значит, принуждающим для него в этом контексте является
прошлое.

Рэй --- проведение успешного детского праздника

Планирование

П<*>л<D> (Что я хотел)

П<*>л<D> (Праздники собственных детей)

П

П

Нравится # ЭК

Причина-Следствие

Радость # ЭК

Что понравится детям

А y Энн планирование было поведенческим проявлением тестов
будущего в отношении радости и "все как надо".

Энн --- проведение успешного детского праздника

Планирование

П<*>и<D> (Прошлые праздники)

Б

H<*>и<D> (Спрашивает дочь)

Б

Б<*>л<D> (Воображаемые действия)

Радость # дети смеются, улыбаются, общаются

Все как надо # хватает времени, денег и усилий

Причина --- Следствие

Что понравится детям

Если, как в этих двух предыдущих примерах, делается только один
тест, тогда временная рамка категории принуждения является той
же, что и тест. Однако часто бывает, что в одной оперативной
форме осуществляется более одного теста. Предположим, сейчас 10
часов вечера, а вы еще и не приступили к докладу, который должны
написать к утру. Решая, приниматься ли за доклад, вы учитываете и
то, что устали и вам хочется спать (тестирование настоящего), и
что завтра вас вызовут на ковер, если не подготовите доклад
(тестирование будущего). Чтобы принять решение, вам необходимо
соподчинить эти тесты.

Вы либо отправитесь спать, и завтра вас ждет ковер (подчинение
критериям будущего), либо заварите себе кофейку, и к утру y вас
будет доклад (подчинение критериям настоящего).

Описывая свое поведение в отношении выборов, Вилли дает другой
пример подчинения. Результатом тестирования будущего в отношении
воздействия его голоса и тестирования настоящего о том, нравится
ли ему кандидат, является его редкое участие в выборах. Обычно
результаты этих двух тестов совместимы друг с другом (т.е. он
полагает, что его голос не имеет никакого значения и ему не
нравятся кандидаты). Есть, однако, одно исключение, когда он
рассказывает, что голосовал за Джона Кеннеди, потому что "он мне
нравился".

МЛ: Голосуя за Кеннеди, вы считали, что ваш голос сыграет свою
роль?

Вилли: В общем-то нет.

МЛ: Так тогда вы полагали, что что-то изменит Кеннеди?

Вилли: Сказать по правде, нет. Многие были против него, но мне он
был по душе, так что, черт возьми, я и голосовал за него.

Вилли пришлось подчинить один из конкурирующих тестов. Для Вилли
в данном контексте то, что кандидат нравится, --- более
принуждающе, чем размышления о действенности своего голоса,
поэтому он подчиняет будущее настоящему. И голосует он время от
времени по большей части лишь оттого, что редко ему нравится
кто-нибудь из кандидатов.

Вилли --- голосует время от времени

Решение

H<*>и<D> (влияние моего голоса, положение в стране)

Б (в) Воздействие # изменение

П<*>и<D> (Прошлые администрации)

H<*>л<D> (Реакция на кандидата)

H (к) Нравится # внутреннее состояние

H

Другой # новые подходы; H # Б

Нравится # можно реагировать; H # Б

Голосовать ли.

Во время выявления оперативной формы, задействующей более одного
теста, субъект может не дать добровольно примера подчинения. В
этом случае вы не сможете определить, какой из тестов более
подчиняющий. Примером тому служит случай, когда считали, что
можете достать вещь по очень хорошей цене, но за счет потери
хороших отношений с дилером. Что вы сделали?". Или же можно
заставить его реагировать на воображаемую ситуацию: "Предположим,
что вы смогли бы достать вещь по действительно очень хорошей
цене, но это привело бы к ущербу для ваших отношений с дилером.
Что бы вы сделали?". Любой из этих подходов создает ситуацию
конфликтующих тестов, и ответ подскажет нам, какой из них более
принуждающ.

МЛ: Что если бы вы оказались ай, когда считали, что можете
достать вещь по очень хорошей цене, но за счет потери хороших
отношений с дилером. Что вы сделали?". Или же можно заставить его
реагировать на воображаемую ситуацию: "Предположим, что вы смогли
бы достать вещь по действительно очень хорошей цене, но это
привело бы к ущербу для ваших отношений с дилером. Что бы вы
сделали?". Любой из этих подходов создает ситуацию конфликтующих
тестов, и ответ подскажет нам, какой из них более принуждающ.

МЛ: Что если бы вы оказались в ситуации, когда смогли бы убедить
дилера продать вам вещь по чрезвычайно хорошей для вас цене, но
это нанесло бы вред вашим с ним долгосрочным отношениям?

Билл: Я бы это ни за что не сделал, не важно, насколько хороша
цена.

МЛ: А вы бывали в подобной ситуации?

Билл: Бывал, но никогда это не стоило сложившихся отношений,
когда тебя и принимают хорошо, и показывают что-нибудь новенькое
и т.д.

Таким образом, Билл, по необходимости, подчиняет настоящее
будущему. Для него будущие возможности хороших взаимоотношений
более принуждающи, чем неплохая сделка в настоящем.

Билл --- покупка произведений искусства

Торг

П<*>и<D> (цена на такого художника)

H Относительная стоимость # сравнение с другими работами

Б

H<*>и<D> (Реакции дилера)

Б Добрые отношения # я ему нужен, он оказывает мне предпочтение

Жестко, но справедливо # предпочтение; H # Б

Что заплатить

И последнее о категории принуждения и подчинении: необходимость
подчинения теста и сопутствующие ему критерии обычно порождают
внутренний конфликт. Выявляя признаки внутреннего конфликта при
описании субъектом своих тестов, критериев и поведенческих
реакций, мы удостоверяемся, не оценивает ли он еще что-нибудь в
рамках оперативной формы, о чем он нам еще не сообщил.

Выводы по процедурам выявления и определения.

Для Эмпринт-метода процедура выявления начинается с определения
желаемого результата, с решения, нужен ли вам кто-нибудь в
качестве модели, для кого результат свойственен или нарочит,
затем идет выбор субъекта, сбор информации y субъекта в отношении
количества и типов действий и оперативных форм, лежащих в основе
способности личности к проявлению результата.

Результат --- есть спецификация того, что вам хотелось бы уметь
делать и что по крайней мере умеет делать хотя бы еще один
человек на земле. Результат включает в себя не только внешнее
поведение, но также и эмоциональные реакции и познавательные
процессы. Результат необходимо устанавливать для себя в позитиве
("спать хорошо", а не "не спать беспокойно") и четко определять
по отношению к контексту, в котором вы хотите его проявить.

Свойственное поведение --- поведение как естественный результат
опыта; поведение нарочитое --- поведение приобретенное и
усвоенное. Основная разница между ними в том, что приобретению
нарочитого почти всегда предшествует набор предварительных
действий, включающих в себя такие понятия, как мотивация,
обязательство, планирование и т.д. Оперативные формы, лежащие в
основе свойственных или нарочитых поведений, будут, вероятно,
бесполезны в отсутствие предварительных реагирований,
конгруэнтных привлечению и использованию этих оперативных форм.

Выбор объекта для моделирования означает нахождение кого-либо,
кто поступает так, как этого хотелось бы вам, в контексте, в
котором вы хотели бы обладать такой способностью. Более того,
если вам необходимы предварительные реагирования, вашему объекту
также необходимо иметь результирующее поведение как результат
нарочитого (а не свойственного) приобретения. Если это вообще
возможно, пронаблюдайте или инициируйте проявление способности
вашего объекта на поведение, которому вы хотите следовать. Также,
по возможности, смоделируйте по крайней мере трех человек,
обладающих результирующим поведением, чтобы отсортировать важные
образцы оперативных форм.

Действия --- это поведения, скомбинированные, чтобы сделать
возможным проявление результативного поведения. Каждое действие
является результатом одной или нескольких оперативных форм.
Выявление последовательности действий и оперативных форм
начинается с задавания субъекту вопросов для описания того, как
он действует по достижению результата. Определение действий и
оперативных форм зависит от различения лингвистических ключей в
описании субъекта, которые определяют различные поведения. Каждое
определенное действие или оперативная форма обычно отмечена
фразой и (или) использованием таких союзов, как "тогда" и
"затем". Дополнительные или пропущенные места выявляют,
спрашивая: "Есть ли что-нибудь, что вы должны сделать до того,
как...?" и "Закончив с..., вы затем готовы сделать следующий
шаг?"

Оперативная форма является набором из семи переменных, которые
можно определить посредством комбинации навыков определения и
выявления. Наиболее эффективная и полезная последовательность по
выявлению этих переменных начинается с тестов и критериев, затем
следуют эквиваленты критериев, референции, причины-следствия и
подчинение. Помните, однако, что большая часть информации,
определяющий эти переменные одновременно присутствует в описании
субъектом своих переживаний, поэтому информация доступна тем, кто
умеет определять переменные без обязательного обращения к
рекомендуемой последовательности.

Временная рамка теста и критериев в основном определяется и
выявляется вместе, поскольку тест является применением критериев
к определенной временной рамке. Критерии --- это любые стандарты,
которые применяются или используются в рамках определенного
контекста; а тест временной рамки определяется по глагольным
формам, используемым для спецификации этих критериев ("Я буду
счастлив?" критерий "счастливый"; тест будущего). Выявление
критериев осуществляется посредством вопросов к субъекту для
определения используемых им в частном контексте стандартов ("Что
для вас главное, когда вы (поведение)?"; "Когда вы (поведение),
что вы оцениваете?"). Временная рамка теста выявляется вопросами,
направляющими субъекта на особое внимание к его оценкам по
отношению к прошлому, настоящему и будущему ("Вы оцениваете
прошлое, настоящее или будущее?" "Вы обращены к (критерий) в
прошлом, (критерий) в настоящем или (критерий) в будущем?").

# # # Схема на стр. 258

Общая последовательность выявления.

Эквивалент критериев определяется, когда субъект выраженно или
невыраженно поясняет, что видит, слышит и (или) чувствует, когда
знает, что критерий удовлетворяется. Выраженные описания
эквивалентов критериев можно обычно определить по использованию
субъектом лингвистических форм, таких, как: "(критерий) означает
(эквивалент критерия)", "когда (эквивалент критерия) я знаю, что
(критерий)". Выявление эквивалента критерия включает в себя
обращение к субъекту с просьбой определить, как он узнает, когда
специфический критерий удовлетворяется ( "Что (критерий) означает
для вас?", "Как вы узнаете, когда вы (критерий)?").

Референции обычно требуют выявления. Их выявляют, задавая
вопросы, типа: "На чем вы основываете свой (тест)?". Каждая
референция будет характеризована по одной из временных рамок; ее
аутентичностью (чем-то на самом деле происшедшем или
сконструированным); и эмоциональным участием (личностным или
информативным). Временная рамка референции определяется по
времени глагола, используемого субъектом к определенной
референции. Истинность или надуманность референции определяется
по контексту и по описанию субъектом своих переживаний. Если
определение не ясно, его можно прояснить, задав вопрос: "Вы на
самом деле пережили это, а может быть вообразили или прочли и
услышали где-то об этом и примерили это к себе?". Все референции
будущего сконструированы. Личностные и информативные референции
можно определить, обратив внимание на наличие (личностная) или
отсутствие (информативная) слов, несущих эмоциональную нагрузку
при описании субъектом референции. Выяснить это можно и
непосредственно задавая вопросы: "Вспоминая об этом, есть y вас
такое же ощущение что и тогда, или вы просто вспоминаете о
факте?"

Причина-следствие определяется по лингвистическим формам,
указывающим на предполагаемую обусловленность отношений между
двумя факторами (где "факторы" --- это любые переживания,
поведения, восприятия, ситуации и т.д.) Такие лингвистические
формы включают в себя конструкции "если-то", "тогда", "поэтому",
"потому что", "когда" и целый класс глаголов, определяющих
причинные отношения ( "причинять, заставлять, вести" и т.д.).

Спецификация причины-следствия включает не только содержание
отношений, но также и временные рамки (например, H # Б).
Временные рамки отношений причины-следствия определяются на
основе времен глаголов, используемых для каждой из "сторон"
причины-следствия ( "Если я побегу сейчас, то я устану"; H # Б).
Причина-следствие релевантны к такой-то оперативной форме, когда
обеспечивают опытное подтверждение критериям. Причина-следствия
выявляются, когда субъекта просят подтвердить свой критерий в
смысле его последствий, используя для этого вопрос: "Что делает
(критерий) важным?" Временная рамка категории принуждения в
оперативной форме та же, что и в тесте, по которому выражается
поведение. Когда имеется два или несколько противоречивых теста,
принуждающим тестом является тот, который не в подчинении (и
поэтому выражены в поведении). Принуждающий тест может быть
выявлен, если заставить субъект вспомнить ситуацию, где его тесты
были противоречивы, или заставить его представить такую ситуацию.

Такая процедура выявления в Эмпринт-методе позволяет превратить
сложное поведение человека в код, которым можно воспользоваться в
качестве основы для понимания, предсказания и передачи
способностей другим или моделирования их в себе. Этот процесс
кодирования строг. Легкость в выявлении и определении придет с
практикой. С каждой новой попыткой вы будете делать еще один шаг
к достижению сокровищницы умений и способностей.

12. Воспроизведение способности.

Определившись с результирующим поведением, стоящим моделирования
и подходящим для выявления, отыщите по крайней мере одного
индивида, y кого это хорошо получается, выясните лежащие в основе
действия и оперативные формы, выявите переменные для каждой
оперативной формы --- и вы готовы к переносу этих оперативных
форм на другого индивида или к принятию их непосредственно вами.
Эта заключительная стадия соединяет промежуток между пониманием
навыка или умения посредством осознания его фундаментальной
структуры и способностью к воспроизводству навыка или умения в
себе или в других. Сведения и примеры данной главы предназначены
для заполнения этого промежутка.

Приступая к исследованию возможности передачи умения, важно
помнить, что все умения, включая особенные, являются проявлением
лежащих в основе оперативных форм. А сами оперативные формы
составлены из определенных сочетаний семи различных переменных
внутренних процессов. Т.е. при передаче умения передаваемое
является одной или несколькими оперативными формами,
составляющими специфическое умение. А при передаче оперативной
формы передаваемое есть сочетание переменных, составляющих данную
специфическую оперативную форму. Значит, передача любого умения
является по существу передачей отдельных переменных вне
зависимости от того, сколько оперативных форм задействовано.
Единственной разницей между передачей умения, составленного из
одной оперативной формы и более сложного, состоящего из многих
оперативных форм, будет затрачиваемое на процесс время. Более
сложное умение потребует больше времени для передачи не из-за
большей сложности выполнения, а поскольку изменяется или вводится
большее число переменных.

Что означает "передать переменную"? Передавая переменную, мы
задействуем данную переменную во внутреннем процессе индивида в
определенном контексте. К примеру, если кто-то из ваших
сотрудников тестирует по критерию "что могло бы пойти не так"
каждый раз, когда вы обсуждаете с ним новую возможность и вам
удается заставить его тестировать по критерию "есть ли y этого
положительные стороны", значит вы передали переменную. Вы
задействовали новый критерий в контексте оценки новых
возможностей. Прежде чем пуститься в специфику приемов и примеров
передачи, нам хотелось бы сделать обзор процесса задействования
или установки переменных.

Обзор.

При установке оперативных форм лучше всего заниматься каждой
переменной по очереди. Такой процесс имеет преимущество, будучи
относительно несложным. Например, предположим, вы выявили y
удачливой коллеги ее оперативные формы для умения вести
переговоры и хотите теперь передать эти оперативные формы
приятелю. Попытавшись научить его задействованию и использованию
сразу несколько переменных одной оперативной формы (а еще хуже,
если оперативных форм тоже несколько), и вы, и ваш приятель
потерпите скорее всего полное фиаско. При обращении же к каждой
отдельной переменной по очереди, убеждаясь, что она на своем
месте, и только после этого переходя к другой, и вам, и вашему
приятелю необременительно будет следовать избранному пути.
Обрушивая на него сразу несколько переменных, ожидать при этом,
что он сможет воспользоваться ими, все равно, что слушать сразу
шесть радиоприемников, настроенных на разные музыкальные станции,
да еще просить его особое внимание обратить на слова песен. Или
все равно, что просить его обратить внимание на какое-то одно из
ощущений, в то время как пятеро других приятелей давят, тянут,
рвут его на части. Помните, при передачи умения устанавливайте
переменные по очереди.

Приступив к передаче умения, можно обнаружить, что многие из
необходимых переменных уже имеются. То, что человек не проявляет
специфического поведения, не означает, что он не использует по
крайней мере некоторые из тех переменных, которые лежат в основе
результирующего поведения. Например, нам пришлось работать с
семейной парой, занимавшейся одним бизнесом, где муж и жена
частенько совершенно по-разному реагировали на предстоящие
деловые встречи: он --- уверен и оптимистичен; она ---
взволнована и беспомощна. Мы выяснили, что оба тестируют по
будущему о проведении встречи, критерий один --- успех, причина
--- следствие --- одна --- Б # Б, как встреча повлияет на успех;
для обоих будущее являлось принуждающим, и референции
использовались одинаковые. Но в чем же дело? Для нее успех
означал проведение переговоров и обеспечение соглашения в сделке
к концу встречи. В результате такого эквивалента критерия она
беспокоилась о неудаче и чувствовала беспомощной в выполнении
задачи, когда могла представить себе любые возможности, мешающие
заключению сделки, еще до завершения переговоров. Для ее мужа
успехом был любой шаг, который вел бы к обеспечению соглашения, а
шаг мог включать в себя что угодно, от реагирования на проблему
до дополнительных действий по укреплению личных отношений,
полезных в будущем. Сделка могла и не состояться на данный
момент, но неудачи он в этом не видел. Каждый из них к своим
эквивалентам критериев подходил как к само собой разумеющемуся,
как, впрочем, и большинство из нас. Каждому из них и в голову не
приходило, что y другого может быть иное мнение по поводу понятия
успеха:

Она: Что, если ничего не выйдет?

Он: О чем ты? Конечно, выйдет. Это такая возможность.

Она: Ох, надеюсь, я ничего не напорчу. Здесь так легко все
испортить.

Он: Да мы еще с ними и не встретились! Почему y тебя всегда такой
пессимизм?

Есть лишь одно различие в их оперативных формах в данном
контексте, и когда мы показали ей, как изменить ее эквивалент
критерия на успех, как y него, y нее тут же стала более
находчивой. Не каждое изменение так же просто. Нам приходилось
работать с людьми, чьи оперативные формы в специфической ситуации
совершенно не соответствовали необходимым умениям. Это ни в коем
случае не принижает их способности достичь умения --- это лишь
означает, что требуется большей подстройки и времени на этот
процесс. Разобравшись с переменными, время, необходимое для
обретения сложного умения из дюжины оперативных форм, может
измеряться часами и занять несколько дней. Обретение навыка,
составленного всего из нескольких оперативных форм, может быть
выполнено всего за два-три часа. (Изменение, которое мы произвели
с женщиной в предыдущем примере, заняло пять минут).

Позже в этой главе мы покажем примеры изменения эквивалентов
критериев, а также методы изменения и задействования всех
остальных переменных. Редко бывает, что приходится подстраивать
все переменные каждой оперативной формы при передаче умения.
Научившись обращаться с переменными и не пожалев на это времени,
вы обретете необходимые средства для передачи любого умения
любому индивиду в любом контексте.

Будучи готовым к установке в себе или в другом человеке
специфического умения, нет необходимости в начале моделировать
оперативные формы, уже используемые вами или этим другим
человеком. Эмпринт-метод, которому вы научитесь, явится для вас
путеводной нитью, которая позволит овладеть полным пакетом
действий и оперативных форм. То есть y вас будет рецепт с
перечнем всех ингредиентов и инструкций для специфического
умения. Вы знаете, как приготовить "блюдо", и y вас есть все
необходимые для этого ингредиенты. И ничто вам не мешает
расчистить себе поле деятельности, взять необходимые ингредиенты
и состряпать вкусное блюдо. Рецепты --- все равно, что
компьютерная программа личности человека. Во всех нас заложены
одни и те же "винтики", позволяющие воспринять и оценить
информацию пяти органов чувств. Мы обладаем способностью видеть
окружающее и воображаемые образы, мы можем слышать, как
разговаривают другие, и вести внутреннюю беседу с собой. Мы
способны различать холодное от горячего, тяжелое от легкого,
гладкое от грубого, соленое от горького. Мы можем вспомнить
музыку, эмоции, виды, звуки, беседы и т.д. Информация,
обрабатываемая посредством наших чувственных систем в
специфическом контексте --- наши оценки, память и воспоминания,
ощущения и т.д., --- все это компьютерная программа, используемая
нами в данном контексте. Изменим программу --- и изменится
результат. Введем программу текстовой обработки в свой компьютер
и получим текстовую обработку. Введем программу описания
интерфейса пакета, и компьютер не изменится, но изменится
выполнение задачи. Пока действует программа описания интерфейса
пакета, вам не удастся написать на компьютере письмо. Так
уверенной рукой оптимизируем, настроим компьютер и сами обретем
оптимизм и уверенность. Снабдим программой обеспокоенных и
беспомощных и добьемся своего.

Имея рецепт или программу умения, можно перейти непосредственно к
ее осуществлению. Именно таков наш подход, описанный в другой
нашей книге --- "Ноу Хау: Программное руководство по обеспечению
желаемым будущим". Эта книга содержит учебные последовательности,
устанавливающие в читателе оперативные формы некоторых жизненно
важных умений. Установке этих форм следует поучиться. Там
содержатся сотни примеров успешных передач по каждой из
переменных Эмпринт-методом. Большинство примеров, используемых в
данной главе, взяты из книги "Ноу Хау".

Другим подходом, который можно взять на вооружение, желая
установить новое умение, будет определение вначале переменных,
которые уже используются, затем добавление или изменение только
тех переменных, которые необходимо изменить, как это мы делали с
женщиной в приведенном выше примере. Теперь вам знаком метод
определения переменных, уже используемых индивидом в
специфическом контексте; метод --- это процесс выявления и
определения, представленный в предыдущей главе. Единственная
разница --- сейчас вы используете те же самые приемы для
определения существующих действий, оперативных форм и переменных
не для моделирования умения, а чтобы определить, что уже имеется
в наличии и может быть использовано и что необходимо добавить или
изменить. Из-за добавленной стадии выявления этот подход
несколько более длителен, чем другой, более прямой подход. Но,
несмотря на этот очевидный недостаток, y данного подхода есть и
преимущество, и именно оно особенно нам по душе.

Преимущество это иллюстрируется в нашем предыдущем примере о жене
и муже как членах одной деловой команды. Мы могли бы просто
выявить его оперативную форму и передать ее затем ей без всякого
предварительного выявления ее оперативной формы. В конце концов
ее оперативная форма проявляется в обеспокоенности и
беспомощности --- результат, который большинство людей вряд ли
сочтет умением, стоящим моделирования. И все же где-то в уголке
ее оперативной формы припрятано и жемчужное зернышко. Прежде чем
отправиться на встречу, она скрупулезно обдумывает потенциальные
возражения и проблемы. В результате такого тестирования будущего
она хорошо информирована о любых возможных преградах. Эквивалент
ее критерия сменить стоит. А вот тестирование будущего --- весьма
ценный аспект, и его стоит сохранить. Это обеспечивает ее набором
референций, которыми она может воспользоваться, чтобы увидеть и
обойти возможные трудности. Это именно такое тестирование,
которое так необходимо мужу, чтобы обуздать его преувеличенный
оптимизм. Такое тестирование подошло бы многим, а мы могли бы
пройти мимо него, если бы не выявили ее оперативные формы.
Моделирование оперативных форм y кого-нибудь и в любом контексте
высветит по крайней мере несколько любопытных моментов, ценных
или для какого-то иного контекста, или для такого же контекста с
несколько другим согласованием переменных.

Разобравшись с оперативными формами, требуемыми для передачи, нам
необходимо предпринять два шага по установке умения при помощи
Эмпринт-метода. Первый --- научить своего "ученика" (или себя),
как раскрыть или генерировать каждую из требуемых переменных.
Второй шаг состоит из установки переменных посредством
повторяющегося использования --- практики --- и особой формы
репетиций, названной исследованием будущего.

Научиться создавать переменные и тренировка в их использовании
аналогичны процессу тренировок в спорте. Так, предположим, что вы
в отпуске на курорте, где имеется несколько теннисных кортов.
Если вы привлечены агрессивными, но изящными движениями лучших
игроков и визгом кроссовок на теннисной площадке, но прежде
никогда не играли в теннис, можно познакомиться с местным спецом
и договориться об уроке для начинающих. На этом уроке этот спец
объяснил бы основы игры. Показал бы, как держать ракетку и как
двигать ногами, коленями, руками, плечами и головой при ударе
спереди или сзади. Он побросал бы вам мячи, чтобы вы
потренировались их отбивать. И при всем при этом он внимательно
наблюдал бы за вами, подсказывая, когда согнуть колени, куда
смотреть, когда выдвинуть правую ногу вместо левой, как и когда
отвести ракетку назад и т.д. Ему известно, что движения для вас
новы и чтобы научиться, вам необходима практика. Ему также
известно, что то, как вы тренируетесь, будет заложено в вас,
поэтому он внимателен, чтобы вы получали верные навыки.

Подобно любому новичку, вы будете стараться сконцентрироваться
сразу на всем. И будете при этом неуклюжи и неумелы, но после
своего первого урока вы обретете опыт и знания, что же это такое
--- играть в теннис, по крайней мере хотя бы и на уровне новичка.
Продолжив тренировки, вы добьетесь большей или меньшей
автоматичности движений, научитесь, играя в теннис, быть
способным обратить внимание и на другие вещи, скажем, на
стратегию, не задумываясь теперь уже о простейшем. Именно
практика --- повторение необходимых движений --- ответственна за
процесс учебы и конечное мастерство.

Точно так же, обучая генерации переменных и оперативных форм,
необходимо оценивать удачи вашего ученика, помогать в его
тренировках, пока он не начнет справляться самостоятельно.
Поприсутствовав на нескольких его тренировках, вы можете
проверить, правильно ли он генерирует и использует переменные.
Другими словами, установочная процедура в Эмпринт-методе имеет
такое же значение для ментальных навыков и умений, как тренировки
в таких видах спорта, как лыжи, гольф или теннис.

Попрактиковавшись со своей новой оперативной формой, ученик
знаком уже с тем, чего ожидать от ее использования. Вам следует
затем удостовериться, что его новая оперативная форма будет
использоваться в контекстах, для которых предназначена. Связь
оперативной формы с будущими контекстами осуществляется
посредством исследования будущего. Исследование будущего --- это
форма умственной или ментальной репетиции. Воображая
непосредственное пребывание в ситуации, ожидаемой в будущем, и
представляя использование новой оперативной формы и полное
проявление результирующего поведения, ученик примеряет
оперативную форму к будущим контекстам. Эта дополнительная
тренировка помогает гарантировать, что оперативная форма будет
использована в будущем автоматически.

Порядок, в котором переменные лучше всего устанавливаемы, отличен
от порядка, в котором мы предлагали их выявлять. При
моделировании умения распознаются лежащие в его основе переменные
--- процесс, аналогичный разборке карманных часов, чтобы
осмотреть и почистить детали. Начинаете вы со снятия крышки ---
это открывает доступ к первому слою колесиков и пружинок. Вы
переходите от слоя к слою, с каждым разом продвигаясь все глубже,
пока, наконец, задача не выполнена. Чтобы собрать часы, вы
собираете детали в другом порядке. То же самое справедливо и для
переноса умения.

Каждая оперативная форма напоминает отдельную структуру, где
референции и причины-следствия представляют собой основу для
теста и все вместе дает временную рамку принуждения,
поддерживающую структуру. Строя дом, вы заложили бы сначала
фундамент, а крышу положили бы лишь на уже возведенные стены.
Точно так же при передаче умения необходимо сначала установить
референции и причину-следствие. На этом будут построены тесты. И
поскольку временная рамка принуждения является проявлением
производных одного или нескольких тестов, совершенно не годится
(да и бесполезно) полностью сосредотачиваться на категории
принуждения до остановки необходимых тестов.

Еще об одном следует сказать, прежде чем завершить обзор процесса
установки. Последующее не является исчерпывающим. Можно было бы
написать тома о различных методах установки оперативных форм.
Существует много разных тем установки переменных и еще больше
вариаций этих тем. На наших курсах больше всего времени мы
посвящаем установке, чем какому-либо другому аспекту данного
метода; порой больше времени уходит на теорию установки и
технику, чем отводится на все другие аспекты вместе взятые. Тема
установки не может быть исчерпана одной книгой и уж, конечно,
одной главой. Поэтому, здесь представлены лишь основы <*>2<D>.

Обратимся же теперь к основным приемам установки для каждой
переменной. Переменные представлены в порядке, в котором мы
предлагаем их устанавливать.

Референции.

Сознаете ли вы это или нет, но y вас уже имеется опыт, чтобы
заставить людей использовать специфические референции для оценки,
и вы постоянно практикуетесь на своей семье, друзьях и
сотрудниках. Вы используете референции прошлого, когда говорите
ребенку: "Прежде чем это сделать, лучше вспомни, что случилось в
прошлый раз, когда ты ударил сестренку", --- или спрашиваете: "Я
знаю, что спаржа выглядит чудесно, а тебе с первого взгляда
понравилась брокколи, особенно когда ты попробовала ее.
Помнишь?". Вы предлагаете супругу воспользоваться референцией
настоящего, когда говорите: "Я знаю, тебе хотелось бы пройтись
вечерком, но посмотри, сколько всего нужно сделать по дому", или
"А что, в прачечной нет воды?". Вы создаете и используете
референции будущего, когда обращаетесь к коллеге: "Только
представьте, как будет здорово и хорошо, когда закончите этот
отчет".

Референции прошлого, настоящего и будущего приводятся в действие,
чтобы (1) ответить или отреагировать, когда требуется, чтобы ваш
субъект подумал или вспомнил информацию или переживания, на
которые вы хотите сослаться; и когда (2) имеется глагольное
время, соответствующее временной рамке референции, которую вы
хотите задействовать. Так, если бы вы устанавливали оперативную
форму, относящуюся к здоровью, и хотели бы задействовать
референцию прошлого в отношении выносливости, вы могли бы
сказать: "Поищи-ка в прошлом и найди пример своей выносливости,
которую хотел бы иметь вновь". При установке оперативной формы,
требующей оценки, несколько человек преуспевает сегодня в плане
финансов лучше, чем в прошлом, т.е. требуется референция
прошлого, можно сказать: "Вспомни, каким было твое финансовое
положение пять лет назад". Устанавливая оперативную форму,
которая отразилась бы на обескураженном работнике, чтобы он опять
почувствовал в себе силы и мотивированность, можно
воспользоваться референцией прошлого о трудной, но
вознагражденной работе в прошлом: "Вспомни, когда было трудно, но
ты достиг цели, и в итоге сколько было радости и удовлетворения".
При постановке оперативной формы планирования лучшего способа
попросить о прибавке к зарплате одной из необходимых референций
будет ссылка на прошлую информацию о том, как начальник
реагировал на подобные просьбы других сотрудников --- это можно
выяснить, спросив: "Удавалось ли кому-нибудь добиться повышения
зарплаты y начальника в прошлом?".

Единственной разницей в инструктаже о референции настоящего будет
временная форма глагола. Воспользовавшись теми же примерами, что
и в предыдущем параграфе, в частности оперативной формой по
приведению в действие плана о просьбе о повышении зарплаты,
прибегаем к референции настоящего реакции шефа, чтобы
протестировать удобоваримость этого плана или изменить его:
"Представь, что встречаешься с начальником и просишь его поднять
зарплату. Начав следовать своему плану, тщательно отмечай, как он
реагирует. Принимает ли он твои доводы? Сочувствует ли?". Для
оценки финансового положения может также потребоваться референция
настоящего: "Каково твое финансовое положение сегодня?" или "А
теперь подумай о текущем состоянии твоих финансов".

Точно так же, если необходимо установить референцию будущего о
благах выносливости для оперативной формы здоровья, можно
сказать: "Теперь, когда ты раздумываешь, хочется ли тебе
заниматься спортом, подумай, как хорошо будет в будущем стать
выносливым, способным без всяких усилий выполнять свою работу,
чувствовать себя сильным и здоровым." Если y человека еще нет
такой референции, ее можно генерировать, сказав: "Представь,
каково это будет стать выносливым, способным без усилий выполнять
работу, чувствовать себя сильным и здоровым." Если вы хотите
генерировать y обескураженного сотрудника референцию будущего о
вознаграждении за тяжелый труд, можно сказать: "Представь, что ты
добился своей цели, и еще представь, сколько в этом радости и
удовлетворения."

Можно помочь установке использования фразой: "Размышляя о работе,
которую еще предстоит сделать, помни о радости и удовлетворении,
которые ощутишь, когда закончишь все".

Последующие примеры использования и генерирования различных
референций взяты из "Ноу-Хау" (за исключением отмеченных особо).
Первый из формы установки привычек здорового питания, он является
примером генерирования референции будущего о негативных
последствиях переедания. Эта референция превращена в личностную
включением направляющих, ведущих читателя к переживанию ощущений,
связанных с такой будущей возможностью.

Представьте себя через шесть месяцев в будущем, страдающим от
последствий переедания, и в особенности от переедания жирной
пищи. Вы можете вообразить себя, глядящегося в зеркало,
обнаженного, видящего себя спереди, сбоку, сзади, видя состояние
вашего тела, так же, как и общие очертания вашей фигуры.
Пользуясь этим будущим телом, вообразите себя трогающим большие
пальцы ног, делающим несколько приседаний и подъемов ног, ощущая
усилия, которые требуются для выполнения этих простых упражнений
от вашего обрюзгшего тела. Вслушайтесь, как ваше будущее,<<я>>
говорит: "Если бы только y меня была фигура, которую я ХОЧУ
теперь вместо этой. Вместо того, я даже глубже проваливаюсь в
пропасть своих собственных пристрастий." (стр. !!!!! 100).

После создания другой референции будущего о благах правильного
питания мы даем направления, показывающие, что это референция
также личностная. Независимо от того, как вы пришли к созданию
этого подчиняющего будущего, почувствуйте удовольствие от
существования этого будущего "я", вступив вначале в образ,
который вы создали, видя все, что могли бы, глазами вашего
будущего "я". Затем почувствуйте свои движения, начиная с того,
как чувствуется, когда вы гуляете, наклоняетесь и танцуете
изнутри этого желаемого тела. Ощутите сладостные чувства
жизнерадостности и изящества, которое предлагает это будущее "я".
Непременно услышьте себя говорящего: "Я так рад(а), что
изменил(а) свои привычки и так горжусь этим." (стр. 102).

Можно так же генерировать референции, если индивид участвует в
задании, как показано в данном примере (из той же установочной
последовательности) генерирования истинной личностной референции
настоящего.

Вы можете обеспечить себя этими ощущениями, преднамеренно решив и
поступая (для одного приема пищи) по явному вашему выбору
следующим образом: решите присоединиться к друзьям для совместной
трапезы вне дома, но решите самому ничего не есть, пока вы в
хорошем настроении (если это необходимо для вашего комфорта,
поешьте до выхода из дома). Или решите во время ужина есть и
наслаждаться исключительно овощами (при необходимости получая
удовольствие от, скажем, обстановки, в какой они съедаются,
глубокого исследования их текстур и ароматов, экспериментирования
способами приготовления или любыми другими подходящими
средствами, которые делают для вас возможным иметь по крайней
мере одно ощущение удовольствия от выбранного овощного блюда).
Каждое ощущение подобного рода, которое мы только что привели в
качестве примера, обеспечит вас ощущением значимого суждения,
способного положительно влиять на вас в будущем, по мере вашего
продвижения к желанной цели (стр. 108). Следующие три примера из
установочной формы по прекращению или избежанию использования
опасных веществ. Первый --- истинная информативная референция
прошлого. Даже если вы не обеспокоены проблемой злоупотребления
наркотиками, затратьте время, чтобы вызвать образы из вашего
прошлого --- воспоминаний себя или других --- и сопоставьте
людей, имеющих проблемы, связанные с наркотиками (стр. 126-127).

Затем читатель инструктируется на использование такой референции
прошлого, чтобы определить проявление проблемы с наркотиками,
задавая себе вопросы, генерирующие тесты, которых мы от него
ждем. Затем ответьте на следующий вопрос: откуда вы знаете, что y
них все-таки есть проблемы с наркотиками? (стр. !!!!!127).

Заставив читателя использовать эту референцию, чтобы определить
проявление проблемы с наркотиками, даем направления на
использование этого эквивалента критерия для генерирования
надуманной личностной референции будущего по вредному воздействию
наркотиков.

Как только вы определили проявления наркотической проблемы, вы
готовы перейти к следующему шагу. Когда вы доберетесь до конца
параграфа, вообразите себя действительно имеющим наркотическую
проблему и сопутствующие ей проявления и симптомы. Сделайте этот
сценарий, насколько возможно, реальным путем уделения
пристального внимания тому, с кем вы находитесь и что вы делаете,
как повреждено ваше зрение, как изменились вкус и слух и как вы
себя чувствуете. Включите в эту будущую возможность то, что
другие люди, о которых вы заботитесь и уважаете, признают за
вами, что вы имеете эту неконтролируемую наркотическую проблему.
Свидетельством того, что вы проделали значительную работу по
вхождению в эту проблему, будет являться та степень, до которой
вы ощущаете эту возможность опустошающе неприятной. По мере
нахождения в этом ужасном спроектированном будущем вообразите
себе наркотик, который явился причиной всего. Таким способом
неприятное будущее связывается с наркотиком, явившемся его
причиной. Проделайте это сейчас, а затем непременно освободите
себя от этого ужасного будущего и вернитесь в настоящее
(стр.!!!!127).

Мы следуем той же процедуре по достижению подходящей референции
прошлого с последующим использованием ее для генерирования
референции будущего в установочной форме по избавлению от
курения. Здесь дан первый шаг подхода к соответствующей
референции прошлого. К концу данного раздела вам нужно вообразить
свое личное ощущение в будущем, где вы изнурительно больны
вследствие прямого результата курения сигарет на основе привычки.
Вы можете начать с любого воспоминания о пребывании в больнице
(или в постели). Если y вас нет таких воспоминаний, припомните
посещение кого-либо, лежащего в больнице (или в постели), и как
вам было хорошо, когда вы уходили. Определите такие воспоминания
сейчас, поскольку вы будете ими пользоваться на следующем шаге
(стр.!!!!139). Установочная форма по укрощению привычек в выпивке
включает два этапа по доступу и генерированию информативных
референций настоящего. Чтобы начать, определите кого-то, кто
демонстрирует поведение (или существенные аспекты поведения),
которыми вы намерены овладеть, и поступает таким образом в
соответствующих ситуациях.

Теперь прокрутите в своей голове короткий фильм, в котором вы
присматриваетесь и прислушиваетесь к своей ролевой модели.
Уделите внимание тому, как используется тело (способ движения,
расположение по отношению к другим, используемые жесты, выражения
лица и так далее), а также и то, что говорят и КАК это говорят
(темп речи, тональность и тембровые качества голоса и так далее).
Тщательно оцените, удовлетворены ли вы тем, что они делают и как
они это делают, или нет. Если нет, выберите кого-то другого и
повторите эти начальные шаги. (Если на ум не приходит никто из
знакомых, вы можете использовать в вашем фильме
кинематографические или литературные персонажи) (стр.!!!154). В
данной установочной форме для способности получать удовольствие
от секса содержится много примеров по доступу и генерации
референций настоящего. В эти три примера мы включили направления,
обеспечивающие, что референции будут истинными и личностными.

В конце этого параграфа закройте глаза и почувствуйте различные
предметы, которые являются схожими, но все же различными.
Например, мы можете использовать авокадо, апельсин и лимон.
Сперва, при помощи рук, почувствуйте различие между ними в
текстуре, влажности, твердости, весе, теплоте и так далее.
Во-вторых, понюхайте каждый из них, сравнивая их ароматы и
едкость. Затем почувствуйте и попробуйте каждый на вкус губами и
языком для того, чтобы ощутить те же самые текстуры, температуры,
твердости, которые вы ощущали пальцами. Сделайте это сейчас, до
перехода к следующему шагу.

Теперь давайте учтем внутренний опыт. Это включает привнесение
ассоциаций между конкретными ощущениями и их значениями до
совпадения с тем фактом, что СЕКСУАЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЧУВСТВЕННЫМ
ОПЫТОМ. Внутренне бросьте ваше сознание сквозь ваше тело. По мере
продвижения вдоль своего тела, ощутите массу, вещество вашего
физического естества. Изнутри этого живого цилиндра ощутите вашу
левую руку, правую, левое и правое бедра, биение вашего сердца и
легкие, расширяющиеся и сжимающиеся внутри грудной клетки. Как
только вы ознакомитесь с этими ощущениями, отождествите только,
где вы соприкасаетесь с неживым миром --- то есть одеждой,
обувью, креслом, полом и так далее. Делая это, вы отождествляете
свидетельство того, что вы ЖИВОЕ существо. Продолжайте
сосредоточение на этих ощущениях, которые позволяют вам ЗНАТЬ,
что вы одушевлены. Разумеется, затратьте все время, которое вам
требуется для этого шага. Затем, не глядя на себя и не касаясь
себя, станьте осознающим внутренние ощущения, позволяющие вам
знать, что вы мужчина или женщина. Если вы мужчина, это ощущения
волос на вашем лице, ваших яичек, пениса, осознание изменения
напряжения в вашем пенисе и тазовых мышцах, которые присоединены
к нему. Если вы женщина, это наличие и тяжесть ваших грудей,
ваших вагинальных губ и устья вагины, мышц, окружающих это
чувственно богатое отверстие, свою матку и яичники. Полностью
ощутите ваше тело. Затем направьте ваше сознание на ощущение
ваших губ, зубов и языка. Коснитесь языком ваших губ, ощущая их
теплоту, влажность, мягкость и текстуру покрова. Затем проведите
ваше сознание сквозь остальную часть тела --- свидетельство вашей
сексуальности находится на том же уровне, что и ощущения,
имеющиеся внутри вашего тела и которые являются свидетельством
того, что вы живое существо. На этом самом основном уровне
чувственного опыта ваша сексуальность сможет быть отделена от вас
не более, чем вы можете дышать или может биться ваше сердце. Вы
не всегда сможете осознавать эти ощущения как свидетельство вашей
сексуальности, но тем не менее они всегда здесь как часть вашего
существования, часть вашего благополучия (стр.!!!!!162-163).

Установочная форма для установления и поддержания
удовлетворительных отношений включает в себя три этапа ---
доступ, генерирование и использование референций прошлого,
настоящего и будущего. Эти этапы являются частью
последовательности, которую мы называем "пороговым
нейтрализатором". Переступая через такой порог, индивид
связывается с болезненными воспоминаниями прошлого в отношении
своего партнера и диссоциируется от удовольствий прошлого.
Помнить он может и то, и это, но приятные воспоминания
превращаются в информативные, а болезненные становятся чересчур
уж личностными и поэтому более реальными и принуждающими. Кроме
того, боль и диссоциация имеют отношение и ассоциируются с
партнером. В задачу этих этапов входит отделение боли и
диссоциации от партнера и обретение вновь позитивных ощущений,
получающихся от достижения приятных воспоминаний. Таким образом,
следующие примеры демонстрируют еще один способ изменения
личностной референции прошлого на информативную референцию
прошлого и наоборот.

Первый этап генерирует надуманную референцию настоящего и
использует ее, чтобы помочь обрести доступ к желаемому
эмоциональному состоянию. Подумайте о качествах и
характеристиках, больших и малых, какие делают ВАС уникально
самим собой. Взгляните на себя глазами кого-то, кто, как вы
знаете, любит вас (неважно, любите ли вы их прямо сейчас, или
нет), и наслаждайтесь положительными свойствами, которые могут
цениться новым и свежим образом в глазах и в восприятии того, кто
вас любит. Используйте эту свежую перспективу ваших замечательных
качеств, чтобы помочь себе войти в соприкосновение с сильными
чувствами самоценности. ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ЭТИ ЧУВСТВА СКВОЗЬ ВЕСЬ ТОТ
ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ ПОСЛЕДУЕТ. (Быть в состоянии испытывать добрые
чувства к себе, глядя на то, как один человек отделяет плохие
чувства от того, чтобы не связывать их со всеми аспектами другого
человека, так же, как и давая себе больше ощущения выбора,
касающегося ваших реакций на этого человека) (стр. !!!!!207).

В следующем этапе мы учим, как изменить личностные референции
прошлого и настоящего на референции информативные. Это
выполняется посредством изменения того, как индивид рассматривает
партнера ("как на фотографии"), и направления его внимания на
чувство самооценки, а не на ощущения болезненных или сердитых
ощущений, которые раньше сопровождали воспоминания об этом
человеке.

Справившись с этим, мы направляем читателя на тест будущего,
создающий референции будущего. И, наконец, рассеяв воспоминания,
мы подходим к референциям прошлого, необходимых для следующего
этапа и для тех моментов, когда бы читатель не подумал о том
человеке в будущем.

Вообразите другого человека застывшим (то есть, как на
фотографии), каким он или она выглядели, когда вы впервые
встретились. Пока вы глядите на эту фотографию, удостоверьтесь в
настрое ваших чувств на самоценность. Когда вы сможете взглянуть
на припоминаемый образ этого человека и установить чувства
самоценности, посмотрите на этого человека, как на отдельного от
вас, индивидума в собственных его или ее правах, кто жил своей
жизнью, которая не включала вас до данного момента времени.
Признайте, что он или она являются совершенной личностью,
отдельной и отличной от вас, с его или ее собственным уникальным
набором качеств и характеристик. Нарисуйте картину с ней или с
ним в будущем, живущих в другом месте, с теми друзьями и
любимыми, которые вам незнакомы. Затем припомните те качества или
свойства, которые притягивали вас к нему или к ней в первую
очередь. (стр. !!!!207).

На третьем этапе мы обращены к референции прошлого и
инструктируем, что к ней можно относиться как к личностной.
Сделав это, вызовите прошлые приятные воспоминания, которые вы
разделяли с этим человеком. Верните эту память в той полноте
представления, на какую вы способны, видя то, что видели, слыша
то, что слышали, обоняя то, что обоняли, и чувствуя то, что
чувствовали в то время, ПРИЗНАВАЯ, ПО МЕРЕ ТОГО, КАК ВЫ ЭТО
ДЕЛАЕТЕ, ЧТО ЭТО ВАША ПАМЯТЬ И ЧТО НИЧЕГО НЕ БУДЕТ ПОЗВОЛЕНО ДЛЯ
ЕЕ УДАЛЕНИЯ (стр. !!!!!207).

В другой последовательности из другого раздела в главе о
взаимоотношениях мы обращаемся к истинной референции прошлого,
чтобы использовать ее в качестве основы для нескольких тестов
прошлого. Результат этого этапа --- создание нескольких новых
надуманных референций прошлого, чтобы позволить читателю
действовать по-другому, более подходящим образом, чем это было
ранее.

Как только вы учли ваши собственные качества, которые вы наиболее
цените, и способы, которыми вы демонстрируете эти качества при
посредстве вашего поведения, вернитесь назад к некоторым
отвратительным прошлым взаимодействиям с участием вашей(го)
супруги(а). Обратите внимание на себя и на то, какими были
чувства вашей(го) супруги(а), скрытые за его или ее поведением.
Определите также, насколько вы не были всем тем, кем вы хотите
или могли бы стать. Посмотрите на себя в этой ситуации. Выберите
одно из ваших высокоценных свойств, которое могло бы быть
полезным в этой ситуации, и посмотрите на себя, вырабатывающего
различные формы поведения, отражающие эти свойства. Заметьте,
насколько полное взаимодействие трансформировано путем
переживания ваших собственных свойств. Повторите этот процесс по
крайней мере с двумя другими прошлыми отвратительными
взаимодействиями (стр.211).

В данном примере из раздела о воспитании мы создаем надуманную
информативную референцию настоящего. В порядке самоориентации в
нынешней оценке вашего ребенка, которая совпадает с вашим
ребенком, первое, что надо сделать, это сопоставить по крайней
мере двух других детей, которые на два-три года младше вашего
ребенка. Вообразите вашим внутренним зрением этих двух младших
детей, стоящими рядом с вашим ребенком. По мере того, как вы
смотрите на них, сравните их тела; сравните рост; пропорции
грудной клетки, конечностей и головы; вес; мускулатуру; развитие
черт лица. Сделайте это простое сравнение до того, как продолжить
(стр.238). Позже в этом разделе мы ставим задачу, которая создаст
истинную личностную референцию настоящего. С этой точки зрения мы
не знаем лучшего способа поддержания контакта с миром вашего
ребенка (а значит, различных определений, которые мы описывали),
чем иногда общаться с ним или с ней в ЕГО ИЛИ ЕЕ окружении и на
ЕГО ИЛИ ЕЕ уровне. Приспособьте ваш ритм к такому же, как y
вашего ребенка, путем речи, движения и реакции на том же уровне,
на каком он или она это делают. Уделите внимание словам и
концепциям, какие он или она употребляют. Говорите и делайте то,
что он или она хочет делать, и в манере, какой он или она хочет
об этом говорить и это делать (стр.242).

На последующих трех этапах также из раздела о воспитании мы
получаем серию референций, чтобы построить специфическую
причинно-следственность между подрастающим ребенком и его
способностью к овладению умениями. На первом этапе мы даем
истинную референцию прошлого и, поскольку она будет использована
в качестве основы для новой причины-следственности, даем
директивы, чтобы сделать ее личностной и поэтому более
принуждающей.

Во-первых, определите какой-то важный навык (напр., считать до
ста, ходить без помочей, дружить) или свойство (напр., заботиться
о других, делиться, пробует новое), которым ваш ребенок недавно
овладел. Вернитесь к тому инциденту или минуте, когда вы поняли,
что этот навык или свойство появились теперь в обиходе вашего
ребенка, переиспытывая чувство гордости и успокоения (а,
возможно, удивления и удовлетворения), которое вы получили, когда
вы это поняли. Оживите вновь этот инцидент или минуту; очень
важно, чтобы вы вошли в соприкосновение с повторным переживанием
тех чувств перед тем, как продолжить (стр.245).

На следующем этапе мы даем другую референцию прошлого, которая
будет использована для построения и поддержания
причины-следствия. Теперь проделайте путешествие во времени
назад, пока вы не достигнете эры, в которой ваш ребенок пока не
овладел этим навыком или свойством, но тем не менее времени,
когда вы ОЖИДАЛИ ИЛИ ХОТЕЛИ от вашего ребенка этого навыка или
свойства. (Например, вы заметили, что ваш сын, Бобби, теперь
может делиться своими вещами с другими. Двигаясь назад во
времени, вы добрались до случая шестимесячной давности, в
котором, несмотря на ваши предложения, поощрения и увещевания,
друзей Бобби пришлось отослать домой, потому что он не позволял
им трогать свои игрушки. Определите такое время сейчас.)
(стр.245-246). И наконец, мы заставляем читателя достичь
референций и причины-следствия для изменения результата теста.
Оживляя вновь этот момент, ощутите огорчение, разочарование или
беспокойство этого прошлого, НО НА ЭТОТ РАЗ проделайте это, зная
(теперь) то, чего вы не знали тогда: ЧТО, В КОНЦЕ КОНЦОВ, ВАШ
РЕБЕНОК ОВЛАДЕЕТ ЭТИМ НАВЫКОМ ИЛИ СВОЙСТВОМ, НО ЭТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ
ПОКА ЧЕРТОЙ ЕГО ИЛИ ЕЕ РАЗВИТИЯ. Заметьте то, как изменилась ваша
реакция (возможно, становясь более терпимой, быть может, даже
интересующейся будущим) по отношению и в границах данной
ситуации. Пройдите сквозь ту же самую последовательность с
несколькими другими навыками или свойствами, которые вы однажды
ожидали и по поводу которых беспокоились, и которыми теперь
овладел ваш ребенок (стр.246).

Из коллекции PsyTechServer'а    (c) 1997-2004