Лесли Камерон-Бандлер, Дэвид Гордон, Майкл Либо "Эмпринт - метод. Руководство по воспроизведению способностей"

Часть 1  Часть 2  Часть 3  Часть 4  Часть 5  Часть 6  Часть 7  Часть 8  Часть 9  Часть 10


Исследование будущего.

Найдя и сгенерировав необходимые для оперативной формы
переменные, нужно научиться их устанавливать. Попрактиковавшись и
научившись генерировать оперативную форму, вы готовы вновь и
вновь прибегать к оперативной форме, которая на самом деле будет
использована в будущем. Такое "исследование будущего" позволяет
испробовать новую оперативную форму в воображаемой будущей
ситуации. Дополнительная тренировка помогает установке
оперативной формы и способствует также в определении и подгонке
того, что может потребоваться. Подгонка, если в ней на самом деле
возникает нужда, может быть очевидной, а может потребовать
дополнительного моделирования с вашей стороны. Вновь найденное
можно устанавливать и опять исследовать на будущее и проверить
эффективность оперативной формы. Каждую новую оперативную форму
обязательно следует исследовать на будущее таким образом.

Наиболее значительная функция исследования будущего состоит в
создании сознательной и бессознательной связи между оперативной
формой и ситуациями, в которых вы хотите ею воспользоваться. На
место старых испытанных оперативных форм приходят новые, и к ним
нужно прибегать автоматически в будущем так, как вы пользовались
старыми в прошлом. Прокручивая использование оперативных форм в
желаемых контекстах, вы скорее всего научитесь обращаться с ними,
использовать их автоматически, когда возникнет соответствующий
случай. Чем больше вы прибегаете к исследованию будущего, чем
чаще вы пользуетесь своими новыми программами в настоящих
ситуациях, тем более автоматическими они становятся. Как и все
остальное, чему вы когда-либо учились в жизни, это выглядит
сложным и неподъемным --- все равно, что научиться ездить на
велосипеде или возглавлять смену, --- а через некоторое время
превращается в автоматические действия, где вы даже не
задумываетесь.

Исследуя на будущее умение, вы создаете тест будущего о
проявлении умения. Исследование будущего станет наиболее
эффективным, если обратиться к возможно большему числу
репрезентаций, если заполнить все сенсорные системы большим
количеством деталей <3>. Следующие четыре примера взяты из
установочной последовательности "Ноу-Хау". Первый --- из
последовательности, касающейся привычек в питании. Поскольку вы
знакомитесь с новой для себя стратегией, необходимо повторить их
внутренне, практикуясь, путем помещения их в ситуации, в которых
бы вы хотели, чтобы они действовали в будущем. Например, когда мы
просим вас повторить (внутренне) приход на вечеринку и просьбу
минеральной воды вместо пива или шампанского --- услышьте себя,
спрашивающего минеральную воду. Если, например, вы переедаете,
когда устаете, повторите (внутренне) приход домой усталым и
залезание в теплую ванну или в уютное кресло с любимым журналом
(или любые другие поступки, которые вы избрали для удовлетворения
потребности, возникшей вследствие усталости) вместо сотворения
груженой закусками линии прямого сообщения между холодильником и
телевизором.

При повторении важно, чтобы вы скорее представляли себе только
то, что вы БУДЕТЕ ДЕЛАТЬ, нежели то, что вы более не хотите
делать. Смысл этого заключается в том, что мы реагируем на
воображаемое ощущение, и отрицательные моменты даже должны быть
представлены именно для их отвержения. (Это похоже на европейские
дорожные знаки, которые показывают такую возможность, как
переход, проход или проведение внутрь вашей собаки, а затем
кладут большую маркировочную полосу наискось картинки для
дальнейшего информирования вас, что этого делать НЕЛЬЗЯ).
Например, скажите себе: "Я не буду есть кусок шоколадного
пирожного". Чтобы постичь значение этого предписания, вы,
возможно, наглядно представили себе картину этого куска
шоколадного пирожного. Возможно, вы также представите себе вкус,
аромат и текстуру этого пирожного. Чем богаче представление, тем
более оно становится неотразимым. Снова --- или жирная полоса
поперек картинки с тортом --- просто не в состоянии конкурировать
с реакциями, вызванными этим чувственно богатым представлением
пирожного. Таким образом, в смысле цели потери веса будет
полезнее сказать: "Я буду есть свежий, сочный персик", чем "Я не
буду есть Нью-Йоркское сырное пирожное".

Короче, так живо и полно, насколько это возможно, представьте
себя поступающим и реагирующим так, как вы хотите, в тех
ситуациях, где вам необходимы эти поступки и реакции. Пытайтесь
прямо сейчас. Потратьте немного времени для повторения ваших
новых стратегий (стр.109-110).

Теперь этап исследования будущего из последовательности об
упражнениях. Вы усваиваете для себя новые стратегии, и дальнейшая
практика необходима, чтобы гарантировать, что эти новые способы
мышления и поведения работают эффективно в будущем. К счастью,
этот вид практики настолько же легок и радостен, насколько и
выгоден. Когда вы дойдете до конца этого параграфа, отрепетируйте
мысленно то, как вы будете упражняться следующие две недели.
Вообразите события каждого из этих приближающихся дней --- где вы
находитесь, что вы делаете, с кем вы находитесь --- с того
момента, когда вы проснулись утром, и до того момента, когда вы
отходите вечером ко сну. Ощутите течение времени и действий,
обеспечивая участие в вашей избранной программе упражнений таким
путем, который делает ваши упражнения естественной частью этого
течения. Убедитесь во включении любой необходимой подготовки или
времени на езду. Ощутите движение вашего тела и сопутствующие
ощущения по мере того, как вы осуществляете шаги или стадии вашей
программы упражнений. Если в любой момент вы представляете себя
думающим или поступающим нежелательным образом, вернитесь и
уточните ваше мысленное репетирование до тех пор, пока оно не
будет держаться наравне с целями ваших упражнений. Например, если
вы вообразили себя пришедшим домой после утомительного рабочего
дня и плюхнувшегося перед телевизором и оставшимся так до того
времени, когда нужно будет встать и идти спать, вы могли бы
захотеть начать сначала и вообразить то, как вы будете рады, если
предпримете легкую освежающую прогулку вокруг квартала (или в
вечерний класс тренажа). Затратьте минуту или две прямо сейчас
для мысленной репетиции ваших новых привычек к упражнениям
(стр.118).

Это тренировочной этап из последовательности, касающейся выпивки.

Усовершенствовав ваши критерии и сделав алкоголь выбором,
меняющимся от гибкости поведения, вы можете захотеть быть в
состоянии возобновить выпивку в определенных ситуациях, таких,
как вечеринка. Делать это таким образом, означает сохранить ваше
желаемое будущее требующим некоторого прощупывания. В смысле ---
приняться за работу или заняться чем-то к запланированному
заранее времени, предназначая необходимое время для путешествия,
принятия душа, завтрака и так далее.

Сделайте подобное планирование для выпивки перед тем, как
отправиться на вечеринку, прикиньте для себя промежуток времени
между первой выпивкой и ее действием, промежуток времени между
второй выпивкой и ее действием, третьей и так далее, имея в виду
время, когда вы планируете уйти и промежуток времени, который
требуется, чтобы протрезветь перед уходом. Таким образом, вы
сможете предварительно настроиться на количество выпивок, какое
можно сделать, с какой отсрочкой и когда вовремя закончить, чтобы
уйти трезвым. Эффективность такого исследования будущего была
продемонстрирована одной из наших знакомых, которая установила
шесть часов как время, когда она закончит пить шампанское на
послеобеденном приеме. Она забыла о своем решении. В один из
моментов, стоя на кухне, она, по необъяснимой причине, выронила
из рук полный бокал шампанского. Когда она наклонилась, чтобы
подобрать разбитое стекло, она внезапно вспомнила о своем решении
и, взглянув на часы, установила, что было ровно шесть часов.

Итак, выберите званый вечер и распределите для себя время и
ощущения в отношении выпитого спиртного. И непременно учтите,
насколько долго после этого званого вечера простиралось действие
выпитого (включая похмелье). Любые планы выпить будут включать
рассуждения, которые пройдут через весь день(вечер) (то есть
ведение машины домой), также, как и через весь следующий день (то
есть похмелье на работе) (стр.155).

И, наконец, еще этап исследования будущего для одной из
установочных последовательностей из раздела о воспитании.

Сделав это, важно потратить время, чтобы застраховаться, что ваши
новые реакции появятся в будущем. Сопоставьте две или три
надвигающиеся ситуации, в которых вы хотите отреагировать на
вашего ребенка этими новыми, более спокойными и уверенными
реакциями. Рассматривая их поодиночке, полностью вообразите
пребывание в этих будущностях: видя все вокруг себя, слыша голоса
других, воспринимая ощущения, являющиеся настоящими для будущего.
Мысленно повторите реакцию на вашего ребенка так, как вы
намерены, делая любые необходимые уточнения, чтобы ваша реакция
была однолинейна с вашими новыми восприятиями и эмоциональным
состоянием.

Убедитесь в том, чтобы отметить и оценить, насколько вы научились
превращать проблемные ситуации в возможности выражения любви и
поддержки. Теперь затратьте время на завершение этого финального
и важного шага (стр.246-247).

Делая следующий шаг.

Теперь вы обладаете методом, способным развить ранее недоступные
возможности. Принцип организации, понятия, приемы выявления и
определения, процедура установки, составляющие Эмпринт-метод,
теперь ваши, ими можно воспользоваться для исследования навыков,
умений, способностей и знаний. Имея под рукой Эмпринт-метод, вы
свободны стать на путь, ведущий к будущему богатству человеческих
возможностей. И перед вами возникают вопросы: Куда направиться
прежде всего? В какую сторону сделать первый шаг?

Вы уже можете иметь понятия о способностях и умениях, обрести
которые желаете. Возможно, вы хотите стать более терпимым
учителем, с большой эффективностью выполнять набор работников,
усилить свои творческие способности, стать нежным и романтическим
героем. А может, вам хочется понять, как успешные инвесторы
анализируют мировые экономические события, как оценивается
современное искусство или классическая музыка, как выплыть из
кучи разочарований и неудач, как порадоваться доброй удаче, когда
все получается. Если вы знаете, чего хотите, найдите, кто уже
обладает этим, исследуйте это, выясните внутренние процессы,
лежащие в основе успеха. Недооценить его вы не сможете, скорее
всего вы даже преувеличите его и добавите к собственному, а
значит, привнесете что-то в окружающий мир. Если вы еще не
знаете, чего хотите, можно начать с инвентаризации своих умений и
способностей. А затем составьте список талантов людей, которыми
восхищаетесь. Сравните этот список с перечнем своих качеств и
определите те умения, которыми восхищаетесь, но еще не обладаете.
Это станет подсказкой для вас. Выберите что-то и приступайте к
поиску примера для подражания.

Эмпринт-метод --- вещь хорошая не только для отдельных людей.
Если вы член какой-либо организации --- деловой, школьной,
общественной, клубной --- вы можете воспользоваться методом для
создания своего рода портфеля коллективных талантов всех членов
организации и сделать его достоянием для всех. Кстати, это одна
из наших целей. Так, мы намерены воодушевить лидеров делового
мира на создание объединенного "центра умений", который содержал
бы в закодированной форме лучшие таланты всех задействованных
людей. Аппарат таких центров мог бы состоять из хорошо
подготовленных в Эмпринт-методе специалистов. В каждом из
подобных центров каждое умение, каждая закодированная оперативная
форма хранилась бы вместе с установочной последовательностью,
разработанной для специфического умения. И тогда сведения об
умениях сохранялись бы, их можно было бы передавать стольким
людям, сколько пожелаешь, вне зависимости от времени и других
причин.

Как часто приходится слышать, как руководители на разные лады
повторяют одно и тоже: "Эх, было бы y меня побольше таких
Джимов". Раньше такое желание так и оставалось просто желанием.
Джим оставался одним единственным, ну пусть их было два, три.
Желая иметь больше "Джимов", руководители выражали свою оценку (и
желание) того, чем обладал Джим с точки зрения способностей и
умения. Джим --- уникален. Воспроизвести его нельзя. Но можно
воспроизвести его способности и умения. Особые таланты Джима
можно закодировать в объединенный центр умений и затем передать
любому числу работников, в любое время. А в результате получим
увеличение производительности и общего среднего уровня. Однако
такие результаты не являются движущей силой наших исследований.
Нами двигает перспектива беспрецедентного развития образования и
возможностей для каждого человека.

Независимо от цели, которую вы ставите перед собой, следующий шаг
--- это внимание к окружающим и их моделирование. Применение
Эмпринт-метода --- процесс не требующий суеты. Подобно любому
умению, которому вы научились, идя по жизни, чтобы добиться
мастерства, нужно много тренироваться. И только практика стоит
между вашими нынешними возможностями и вашей способностью
воспроизвести знания.

13. Заключение.

Эмпринт-метод --- это не продукт спонтанной разработки; это часть
длинного списка моделей, посредством которых человечество развило
свое восприятие мира и, таким образом, самого себя. С изменением
научных, философских, социологических, культурных и
психологических точек зрения меняются наши наука, философия,
общество, культура и психология. Никому не дано избежать
воздействия новых фильтров восприятия и осознания. Новое мышление
объемлет все наше общество, язык, мысли, и вскоре мы его
принимаем как само собой разумеющееся. Сегодня даже простому
смертному известно, что "все в мире относительно" и что "пустись
я в длительное космическое путешествие, по возвращению я останусь
молодым, а ты постареешь!". Таков мир для нас сегодня, другой мы
и вообразить не можем --- пока.

Однако факт личного и общественного развития обязательно к
лучшему, это лишь значит, что мы продолжаем изменяться и
стараемся адаптироваться. И важно не забывать о возможностях, о
границах адаптации. Хорошо это или нет, но темп моделей нашей
культуры продолжает ускоряться, требуя частоту адаптации, которая
уже сигналит о зашкаливании за пределы нынешних адаптационных
возможностей многих из нас. Поток информации, технологический
прогресс и социальные волнения захлестывают нас.

Калейдоскоп современной жизни накладывает отпечаток на наше
сегодняшнее миропонимание, в основе которого предположение о
заложенных от рождения способностях, а значит и их границах. В
результате возникает мысль об обреченности. В лучшем случае это
ведет к примирению со своими недостатками. В худшем --- к
ощущению своей неадекватности и полной беспомощности. А между тем
возможности и опасности, предлагаемые нашим обществом, продолжают
умножаться, вновь ставя вопрос о способностях.

Очевидно, что способности должны развиваться. Но как? Во-первых,
необходимо узнать, как стать более компетентным не только из-за
получаемой от этого радости, но и чтобы понять свои способности к
совершению безумных поступков и к саморазрушению. Поэтому вопрос
о нашем развитии безотлагателен. Мы не должны ограничивать свои
поиски, опираясь на удобную тему наследственности, на оправдания
, обеспеченные нашим личным опытом, или на понятия и
представления, с которыми давно знакомы. Если нам не удается
найти и впитать новые, эволюционные понятия, то мы и в самом деле
можем оказаться на грани катастрофы. Об этом заявляет и ученый, и
популяризатор медицины Льюис Томас:

"Наше поведение друг к другу --- самое странное, наиболее
непредсказуемое и почти полностью необъяснимое из всех явлений, с
которыми нам дано жить. В природе нет большей для человека
угрозы, чем сам человек".

Мне бы хотелось, чтобы психиатры и обществоведы продвинулись бы в
своих областях намного дальше. Нам необходимы, и уже сейчас,
специалисты, кто мог бы сказать, что же не так в умах
государственных деятелей нынешнего поколения. Как может быть, что
люди с авторитетным и серьезным видом, казалось бы интеллектуалы
с достаточным умом, чтобы достичь самых высоких положений в
правительствах мира, утратили полностью чувство ответственности
перед теми, кто их выбирал? Их навязчивые идеи о запасах ядерных
вооружений и безотлагательность разработки детальных планов их
применения по самой сути своей не что иное, как безумие ---
именно так называется такое поведение в других обстоятельствах. И
прежде чем по своему произволу эти люди пустят все на воздух, и
их интеллектуальные уникальности развеются в прах, было бы не
лишним разобраться, как же все это получается. По крайней мере
потомкам, если им суждено все же быть, разобраться захотелось бы
уж точно". <1>

Последние усилия со стороны наших текущих методов для понимания
могут быть найдены в научном исследовании нейрохимической основы
эмоций, знания, памяти, интеллекта, творчества и т.д.
Технологическая цель этого исследования --- это нечто вроде
таблетки, приняв которую, человек получает творческие
способности, лучшую память, приятные ощущения, может по-другому
вести себя или обретать новые умения. К такой идее мы относимся
вполне серьезно --- мы за то, чтобы помочь человеку всеми
возможными способами жить более полноценной и насыщенной жизнью.

Но даже такие поистине замечательные научные достижения всего
лишь обслуживают предположение о заложенных ограниченностях как
результат обстоятельств рождения и воспитания --- вот вам и
необходимость химического вмешательства. Такое предположение
уводит в сторону от следующего шага (а фактически его устраняет)
в эволюционном продвижении в миропонимании нашей культуры. Этот
следующий шаг является подходом, открывающим и предваряющим
эволюцию моделей мира.

Такой эволюционный подход предполагает, что наше ощущение мира и
реагирование на него является функцией моделей, посредством
которых мы воспринимаем мир. Эту гипотезу предложил Коржибский,
когда заявил, что "карта --- это не территория". Меняя свои
модели, мы можем изменить свой мир и самих себя. Изменение,
которое мы здесь предлагаем, является столь же колоссальным, как
разница между пониманием работы телевидения в достаточной
степени, чтобы увеличить яркость изображения и принимать больше
станций, и разработкой новых способов передачи информации. Приняв
парадигму развивающихся моделей (как когда-то понятие
относительности), мир тут же изменит курс с пути затруднений и
ограничений на путь возможностей.

Эти возможности мы старались осветить в этой книге. Вполне
возможно разобраться в какофонии существующих в нашем часто
противоречивом мире поведений. Возможно также найти поведенческие
системы и свести их к гармонии. В результате мы обеспечили бы
себе не только возможность анализа структуры этих систем, но
также и способы их передачи любому человеку. Наш мир уже населен
индивидами, обладающими способностями, которые необходимо холить
и лелеять. Способности --- величайшие восприятийные и
поведенческие произведения человечества; наша цель --- сделать
так, чтобы эти произведения стали доступны к удовольствию
каждого.

Мы разработали Эмпринт-метод, так как хотели, чтобы каждый
человек в полную силу мог бы использовать возможности, которые
могли и должны были y него быть с самого рождения. От того, как
вы воспользуетесь этим методом, зависит, насколько быстро
осуществиться ваша мечта. Надеемся, что, начав находить и
обретать новые способности по этой книге, вы почувствуете и
оцените всю уникальность и разнообразие человеческой природы. И в
конце мы хотели бы напомнить, что путь, в который вы
отправляетесь, несет большие возможности и не имеет конца. Этот
путь --- наше развитие, ведущее к эволюции человечества.

 Примечания к главам.

Глава 1: Объект в объективе.

1. Как представления действительности модели всегда не столько
важны по содержанию, сколько по природе своей принуждаемости.
Когда Эл Нино (основываясь на смещении и переносе теплых морских
течений в Тихом океане, год 1983) начал предлагать необычные
метеорологические данные, метеорологи поначалу не придали этому
явлению должного внимания, поскольку их компьютеры были
запрограммированы на анализ без учета таких данных. Явление это
считалось невозможным, поэтому компьютерам была дана команда не
принимать его в расчет. Однако не принимать в расчет
драматическое изменение погоды в глобальном масштабе было нельзя,
объяснить его по существующим моделям --- тоже. И даже когда
гигантские температурные сдвиги в конце концов были признаны,
многие метеорологи все равно отказывались верить в реальность
фактов, поскольку ни под какие существующие модели они не
подходили.

2. Не следует считать, что "эволюция" предполагает "движение к
лучшему". Все, что подразумевает эволюция, --- это "изменение".
Безусловно, многие изменения ведут к исправлению, к улучшению
организмов (нас, к примеру) в смысле приспособления,
безопасности, продолжительности жизни и т.д. Но такие изменения
могут также вести организм и к бесполезному, и порой даже к
разрушению. Так, один из видов английского оленя в результате
эволюции приобрел такие большие рога, что особи стали путаться
рогами и застревать в подлеске, становясь легкой добычей.

В отношении развития есть несколько важных моментов. Самый
главный из которых состоит в том, что мы с легкостью забываем,
что размышления --- это всего лишь догадки, а не реальность. Так,
часы бьют полдень --- время обеда --- этот факт мы воспринимаем
как призыв обедать, вне зависимости голодны ли мы на самом деле.
Следует всегда помнить, какой бы гомоморфной и эффективной ни
была модель, которую мы здесь представляем, она не есть
реальность, а лишь средство представления реальности (как и все
модели). Тем, кому интересно глубже заняться этим вопросом, мы
рекомендуем книгу Эдварда Холла "Вне культуры".

3. Здесь не имеется в виду, что безотчетный перенос моделей
вторичен по отношению к вполне определенному, отчетливому
переносу; мы считаем, что сознательный перенос предлагает выбор
(в смысле эффективности), которого y безотчетного переноса нет.
Безотчетный перенос устраняет тех, y кого нет сильной мотивации
научиться. Однако перенос моделей может быть гораздо полнее для
тех, кто выдерживает длительные периоды учебы.

4. Примеры таких выраженных моделей для данных типов навыков,
включая орфографию и математический склад мышления, описаны в
книге Дилтца "Нейро-лингвистическое программирование", том 1;
интерактивные модели успешных интимных взаимоотношений даны в
деталях y Лесли Камерон-Бандлер в "Решениях" и в Эмпринт-формах,
представленных авторами в "Ноу-Хау".

5. Наше самовосприятие формируется в детстве точно так же, где
первичным присваивающими качества (ярлыки) агентами являются наши
родители, а не мы сами.

6. Делая различия между внешним и внутренним поведением, мы не
подразумеваем, что это взаимно исключающие классы. В самом деле
весь внутренний процесс отображается на внешнем поведении, хотя
не всегда это явно видно. Например, попросим кого-либо произвести
арифметические вычисления "в голове", и мы увидим, что каждый раз
при этом он будет принимать характерную позу, двигать руками,
глазами, ртом и т.д. Если попросить этого же человека принять
решение о завтрашнем дне, это вызовет другой, но характерный
набор одновременных внешних поведений.

7. Конечно, вы могли бы также взять свое ожидание чего-то
приятного (хорошо провести время на свидании) и превратить это в
надежду, одновременно представляя неполучение желаемого (полный
провал на свидании). В целом эффект этого в притуплении
возбуждения от предполагаемого будущего.

8. Положение о возможности копирования основано на двух других
предпосылках: что карта не есть территория (см. Коржибский, 1951
и 1958г.) и что разум и тело есть часть одной кибернетической
системы (см. Фельденкрайз, 1949г., и Линч, 1985г.); и на
наблюдении, что каждый из нас обладает той же сенсорной и
центральной нервной системой.

9. По уже указанным причинам предлагаемый метод представляет
только людей, выросших в культуре современной Америки. И хотя в
определенных границах этот метод годится и для европейских стран,
однако созвучие разных культур еще до конца не изучено. Как
говорил Кассирер: "Нет твердой, раз и навсегда установленной
схемы, по которой мы могли бы судить. Даже в языках, во многом
сходных по общей своей структуре, мы не находим идентичных
названий. Как говорил Гумбольт, греческое и латинское понятия
луны, хотя и относящиеся к одному и тому же объекту, не выражают
одно и то же. Греческий термин определяет функцию луны как "меры"
времени; латинский термин означает светимость или яркость луны...
Функция названия всегда ограничена каким-то одним аспектом
предмета, именно от него и зависит ценность названия" (Э.
Кассирер, 1944г.).

Глава 2: Организующий принцип.

1. Мы приводим некоторые практические результаты Эмпринт-метода
из "Ноу-Хау" (1985г.), где описываем модели успешных и неудачных
внутренних процессов и поведений в рамках определенных контекстов
(включая установку цели, вред здоровью от химических веществ,
половые отношения, вопросы питания, родительства, любви), а также
даем инструкции, предназначенные помочь читателю усвоить модели,
лежащие в основе успешных внутренних процессов и поведений.

2. Как отмечалось выше, метод, описываемый здесь, ни в коей мере
не исчерпывает возможностей по расчленению познавательных
процессов, опыта и поведения человека. Некоторые из современных
моделей: ТОТЕ (Миллер, Галлантер и Прибрам, 1960г.); компьютерный
(Нью-Элл и Саймон, 1971г.); кибернетический (Эшби,1960г.);
голографический (Прибрам, 1971г.; Уилбер, 1982г.). Метод,
представляемый нами, должен оцениваться возможностью обеспечить
набор концептуальных и поведенческих предположений (в виде
понятий и синтаксиса), позволяющий и лучше понимать, и извлекать
пользу из наших переживаний и поведений.

3. Биологические корни нашего ощущения времени простираются
гораздо глубже, чем мы это осознаем. Так Я. фон Уэкскулл
продемонстрировал в серии оригинальных экспериментов, что разные
организмы, включая и человека, обладают разным восприятием
скорости потока времени. Скорость восприятия определяется
кратчайшими периодами времени, воспринимаемыми организмом. Такие
периоды он назвал "знаками момента" и определил их как
"наименьший воспринимаемый период времени, который при наполнении
различными качествами превращается в момент жизни". Согласно фон
Уэкскуллу, субъективно прерывистый момент для человека составляет
1/24 секунды (скорость, на которой индивид фреймует образ в
движении). Для змеи такой момент составляет четверть секунды, а
для пасущегося на травке рогатого скота он может равняться
восемнадцати годам ( использовано Джоном Блейбтрю в "Легенде о
Чудовище," 1968г.).

4. Все эти примеры межкультурных временных различий взяты из
"Тихого Языка" (1959г.) и "Пляска Жизни" (1983г.) Эдварда Холла.
Здесь можно найти и много других примеров, и вообще книги очень
интересные.

5. В этой стране фильм с незавершенной фабулой --- редкость. Если
вам хочется сравнить американские фильмы с азиатскими, мы
советуем "Чан отсутствует" (1982г.), где нет конца, есть лишь
движение в определенном направлении.

6. Как вы делали с примером "ожидание" <----> "надежда" в главе
1, вы можете свое субъективное переживание разочарования
изменить, определив, чем же вы разочарованы, а затем поверив на
мгновение, что возможность осуществить желаемое все еще
существует. Точно так же можно поступить и с тем, что вас
расстраивает, --- определить это, а затем на мгновение поверить,
что это уже прошло. Для полного представления такой структуры и
способов изменения эмоций см. "Эмоциональный Заложник",
написанный двумя из авторов (ЛКБ и МЛ).

7. Хотим обратить внимание, что причинная связь, которую мы
обычно "находим" в прошлом, не свойственна прошлому, а является
нашей интерпретацией событий прошлого. Есть и другие школы
мышления, такие, как Дзен, в основном обращенные к
"беспричинному", нелинейному пониманию событий.

Глава 3: Основные понятия.

1. В самом деле, если расширить наше обсуждение реакций до
относительно молекулярного уровня нейрофизиологии, можно сказать,
что все реакции являются поведенческим проявлением иерархии
тестов. См. "Планы и структура поведения" (Миллер, Галлантер и
Прибрам).

Глава 4: Тестовые категории.

1. "Ноу-Хау", написанная нами, дает множество детальных примеров
соответствующих и несоответствующих временных рамок теста в
широком диапазоне контекстов: установка цели, питание, алкоголь,
спорт, секс, взаимоотношения, родительство, а также формы общего
изменения.

2. Конечно, критерии могут налагаться контекстом (когда вы на
лекции, "этикет" и "вежливость" превращаются в подходящие
критерии) или индивидом (когда ваш начальник говорит, чтобы вы
сделали отчет "свежим" и "кратким").

3. Понятие эквивалента критериев простирается далеко за
определение критерия. Каждая наша дискриминация --- типа "синий",
"стул", "счастье", "будущее" --- является ярлыком для набора
восприятий, поведений и (или) функциональных отношений. Цвет
"синий" --- это свет определенной частоты, падающий под
определенным углом. "Стул" --- предмет для сидения. "Счастье" ---
определенный набор кинестетических ощущений в себе или в ком-то
еще, улыбки и экспансивность в движениях. А "будущее" --- все что
угодно, что произойдет сразу же после "сейчас". Можно
соглашаться, можно не соглашаться с такими эквивалентами
критериев, но сами согласие и несогласие уже показывают, что
имеется для каждого из переживаний подобного класса эквивалента
критериев, которые используются для оценки синего, стула, счастья
и будущего. Поскольку имеются эквиваленты критериев для каждой
нашей дискриминации, критерии представляют особый класс
эквивалентов критериев: "Критерии" --- это те эквиваленты
критериев, которые считаются важными в специфическом контексте.

4. Для полного освещения всех переменных, вовлеченных в принятие
и поддержание здорового питания и привычки заниматься спортом,
см. "Ноу-Хау" (Камерон-Бандлер, Гордон и Либо).

5. Применение и технология репрезентативных систем (большая часть
чего не релевантна методу, представленному здесь) выходит далеко
за описанное здесь. Для тех, кому интересно лечебное и
дополнительное моделирование и использование репрезентативных
систем, см. "Решения" (Камерон-Бандлер), "Из лягушки в царевну"
(Бандлер и Гриндер), "Нейро-лингвистическое программирование",
том I (Дильтц и др.), "Модели гипнотической техники Мильтона
Эриксона, доктора медицины", том II (Гриндер, Де Лозье и Бандлер)
и "Терапевтические метафоры" (Гордон), все они упомянуты в
референциях.

6. Эмпринт-форма в главе 8 "Ноу-Хау" (Камерон-Бандлер, Гордон и
Либо) учит читателя, как осуществлять кинестетические тесты
настоящего, что ведет к усилению полового влечения.

Глава 5: Референтные категории.

1. Как указывает А. Леггетт в "Стреле Времени и Квантовом
Механизме", этот явный барьер к фактическому восприятию будущего
может быть когда-нибудь преодолен. "Вот я и полагаю, что по
крайней мере в отсутствие более точного понимания работы
человеческого мозга вовсе не очевидно, что законы физики, даже
взятые вкупе с глобальным направлением биологического прогресса,
исключают возможность хоть чуточку заглянуть вперед или на самую
капельку повлиять на прошлое. Нет нужды говорить, будь на самом
деле такая возможность, применялась бы она не только в философии,
но и для развития самой физики... Я прямо так и вижу, как где-то
в 2075 году физики поглядывают на нас, несчастных
квантово-механических идиотов двадцатого века, и с жалостью
покачивают головой --- основной элемент их новой картины Мира
окажется совершенно новым и непредсказуемым подходом к концепции
времени: для них наши нынешние идеи об асимметрии природы в
отношении времени покажутся столь наивными, как для нас гипотезы
об одновременности физиков 19 столетия (Леггетт, 1977).

И все же стрела времени является действующей и главной
характеристикой наших субъективных переживаний, и любая модель
восприятия и поведения должна учитывать ее, если хочет
соответствовать переживанию.

Глава 6: Причина --- Следствие.

1. В дополнение к индивидуальным различиям в содержании и моделях
причинно-следственных отношений существует также различие между
индивидами с точки зрения частотности и приближенности,
необходимых для возникновения причины-следствия. Частотность
имеет отношение к количеству раз, когда два последовательных
события должны произойти, прежде чем индивид сделает вывод, что А
является причиной Б. Сколько раз y вас должны возникнуть
трудности с двигателем после заправки y Билла, прежде чем вы
решите, что это именно бензин от Билла портит машину? Сколько раз
вам нужно хорошо пролететь в самолете, прежде чем вы решите, что
больше не боитесь летать? Сколько раз вам нужно хорошо пролететь
в самолете, прежде чем вы решите, что больше не боитесь летать?
Сколько раз вам нужно обнять возлюбленного, чтобы решить, что
ваши объятия дарят ему радость? Сколько раз вам, чтобы остановить
машину, придется махать рукой, прежде чем вы поймете, что это
самый стопроцентный вариант?

И сколько повторов переживаний необходимо, чтобы создать
причинно-следственные отношения, --- зависит от контекстуально
определенных ожиданий. Ученый вводит зараженным раком мышам
сыворотку, и мыши ощущают облегчение --- эти результаты должны
пройти по крайней мере две, а то и три проверки, прежде чем
ученый может сказать о наличии причинно-следственной связи между
сывороткой и ремиссией y мышей. Точно так же большинство людей
признает, что пройдет не один день занятий спортом, прежде чем
точно определить, что именно эти упражнения позволяют
почувствовать себя легче. За пределами таких контекстуально
определенных ожиданий, однако, существуют и идеосинкратические
тестовые требования, которыми каждый из нас пользуется. Для
которых и одного примера достаточно, чтобы увидеть
причинно-следственную связь, другие же и после двадцатого повтора
сомневаются.

"Приближенность" имеет отношение с близостью во времени событий.
Так, вы принимаете аспирин от головной боли, а боль не проходит и
на завтра --- скорее всего вы не связываете избавление от
головной боли с действием аспирина. Если же боль проходит минут
через двадцать после принятия аспирина, вы верите в его действие,
даже если на самом деле и не аспирин явился причиной облегчения
(всем известны головные боли, которые не проходят и после
нескольких таблеток или проходят сами собой без всякого
аспирина). Как и с частотностью, существуют контекстуальные, а
также индивидуальные различия в отношении представления о
временном интервале. К примеру, в контексте приема болеутоляющего
ожидается, что действие наступит в течение часа.

Каждому свойственно удовлетворение в пределах определенных
временных интервалов при выявлении причинно-следственной связи.
Для одних два события должны следовать практически немедленно
одно за другим, чтобы распознать причину и следствие, другим для
этого требуются дни и даже годы. Мы знаем одного человека,
который как-то подумал, куда ставить машину, дня через три нашел
место для стоянки и был абсолютно уверен, что как раз то, что он
тогда подумал, и явилось причиной находки через три дня. Для
одних такие продолжительные интервалы подпадают под категорию
"совпадения", для других (как в приведенном примере) --- это
"всего лишь три дня". (Более подробно об инферентных процессах,
лежащих в основе выводов о причине-следствии, можно прочесть в
"Моделях вероятного вывода", книге Поли и книге Сарбина, Тафта и
Бейли "Клинический вывод и теория познания").

Конечно, описанное является конструкцией зарождения суеверия.
Суеверие может не быть столь явным, как в случае с поисками места
для стоянки. Время от времени мы все впадаем в суеверие. Мы
надеваем желтую рубашку, выходя на тяжелый экзамен, получаем "5"
--- и желтая рубашка становится талисманом для экзаменов.
Переворачиваем солонку, в тот же вечер попадаем в аварию --- и с
этого момента всегда, перевернув солонку, бросаем три щепотки
соли через левое плечо. А еще бывает, что машина приносит дождь
--- нужно только для этого ее помыть.

Хотелось бы, однако, выделить, что причинно-следственные
отношения, заклейменные нами как суеверия, той же структуры, что
и оправдания в приеме витамина С, чтобы избавиться от простуды,
или заправки машины бензином, чтобы она ехала. Разница между
"суеверием" и "рациональностью" кроется в частотности и (или)
приближенности смежных событий, убеждающих нас в том, что оба эти
события обязательно связаны.

Глава 8: Метод на практике.

1. Если вам хочется иметь бесплатный экземпляр "Эмпринтформы" или
вы хотите узнать, когда в следующий раз авторы будут представлять
форму публично, обратитесь к нам по адресу: Future Pace, Inc., P.
O. Box 1173,San Rafael, California 94915.

Глава II: Выявление и определение переменных.

1. Для более детального знакомства с использованием поведенческих
ключей (известных как ключи доступа) как средства для определения
репрезентативной системы, а также для дополнительной информации о
значении репрезентативных систем см. книги Камерон-Бандлера
"Решения"; Дильтца "Нейро-лингвистическое программирование", т.1.
и Бандлера и Гриндера "Из лягушки в царевну".

Глава 12: Восстановление способности.

1. Учебные последовательности или Эмпринт-формы предназначены для
передачи отобранных нами после интервьюирования сотен весьма
талантливых людей моделей переменных. Сюда включены Эмпринт-формы
для 5 основных этапов по установке и осуществлению целей
(желание, потребность, планирование, осуществление, обладание);
для здорового питания и привычки в занятиях спортом; для
воздержания от наркотиков, курения и алкоголя; для наслаждения
сексом; для создания и поддержки удовлетворительных отношений;
для воспитания. Половина книги отдана под краткие описания людей,
которым все удается, и тех, кто подвержен неудачам в определенных
контекстах; описывается, как их поведения показывают на
используемые или внутренние процессы. Другая половина содержит
установочные последовательности, создающие в читателе оперативные
формы, скопированные с удачливых людей по каждому контексту. Для
читателей этой книги продвинутым курсом в технике определения и
установки является "Ноу-Хау".

2. К счастью, доступны и другие источники, если вы хотите
расширить свои знания по процессу установки. Мы упоминали уже
"Ноу-Хау". Есть два других великолепных пособия --- видеопленки
"Длительные чувства" и "Сделаем будущее реальным", авторы ЛКБ и
МЛ. В этих видеороликах авторы проводят сеансы с клиентами,
моделируя сегменты уже объясненных результатов. К роликам
придается аннотированная текстовая запись сеансов. Для
дополнительной информации обращайтесь по адресу: Future Pace,
Ink., P. O. Box 1173, San Rafael, CA 94915.

3. "Решения" и видеоролики "Длительные чувства" и "Сделаем
будущее реальным" содержат много дополнительных примеров
исследования будущего.

Глава 13: Заключение.

1. Обе эти цитаты взяты из книги Льюиса Томаса "Мысли поздней
ночью, слушая Девятую симфонию Малера". Первая --- из эссе "Пусть
наука работает", а вторая --- из эссе "О медицине и бомбе".

Словарь терминов.

Действие. Под-результат, лежащий в основе успешного проявления
результирующего поведения. Результат может вовлекать больше
одного действия.

Истинная (референция). Реальные переживания в прошлом или
настоящем.

Причина-Следствие. Переживания, происшествия, ситуации и др.,
смежные или воспринимаемые таковыми, где одно ведет к другому.

Принуждения (временная рамка). Временная рамка, воспринимаемая
как наиболее субъективно "реальная", и ведущая поэтому к
поведению.

Надуманная (референция). Воображаемое переживание, в реальности
не существующее.

Критерии. Стандарты, на которых основаны оценки.

Эквивалент критерия. Спецификация, какие поведения, восприятия,
качества, обстоятельства и т.д. представляют наполнение критерия.

Эмоциональное состояние. Спецификация всех чувств индивида на
какой-то момент времени (таких, как счастье, любопытство,
уверенность и др.).

Оценка. Процесс приложения критериев к специфическому контексту
для решения, как и в каких пределах удовлетворяется критерий (еще
называется "тестом").

Исследование будущего. Прием, помогающий убедиться, что новые
реакции проявятся при необходимости в будущем, задействующий
воображение по использованию новых реакций в соответствующем
контексте.

Информативная (референция). Данные, лишенные эмоционального или
чувственного наполнения.

Надуманное поведение. Поведение, воспринятое из других источников
или усвоенное извне.

Внутренний процесс. Убеждения, мысли, оценки, репрезентации,
чувства и эмоции индивида, задействованные в специфическом
контексте.

Свойственное поведение. Поведение, усвоенное индивидом
естественным путем по ходу жизни.

Оперативная форма. Набор взаимодействующих переменных внутреннего
процесса, лежащих в основе проявления специфической активности.

Результат. Внутреннее и внешнее поведение, которое кто-то желает
понять или скопировать.

Предварительные действия. Действия, ведущие к обретению новых
поведений. Обычно сюда относят мотивацию, планирование и принятие
обязательства.

Референции. Источники информации, которыми пользуется индивид при
осуществлении специфической оценки.

Репрезентация. Внутренние образы, звуки и ощущения, используемые
индивидом при осуществлении специфической оценки.

Подчинение. Игнорирование или выделение оценки в одной временной
рамке по отношению к оценке другой временной рамки (к примеру,
игнорирование будущего в пользу настоящего).

Тест. Процесс приложения критериев к специфическому контексту для
решения, как и в каких пределах удовлетворяется критерий (еще
называется "оценкой").

Временная рамка. Прошлое, настоящее или будущее.

Опосредованный. Полученный в качестве информации при воображении
ощущений другого человека.

"Данный подход обладает большими возможностями в терапии,
образовании и бизнесе, но кроме этого, для всех, кто хочет быть
счастливей и жить ярче".

Чейнджес Букшон Ревью, книжное обозрение.

"Эмпринт-метод... раскрывает технологию (авторов) по
моделированию и обучению умениям".

Бюллетень "Ум --- Рассудок".

"Каждый, заинтересованный в лучшем понимании, как люди совершают
свои поступки, каждый, кому интересно обрести новые умения для
себя или передать их другому, каждый, кому интересно расширить
горизонты своего мировоззрения, только выиграет от информации,
изложенной в этой книге".

Марк Роше,

Родительская Теософическая Исследовательская Группа,

Родительский Бюллетень.

"Сказать, что я смог бы воспроизвести умение, --- звучит слишком
самонадеянно... но если честно, читая Эмпринт-метод, я заметил,
что через день-два вполне убедительно стал пользоваться понятиями
из этой книги в повседневной жизни".

Эрик Робби,

Журнал национальной ассоциации гипнотизеров и психотерапевтов.

"Такие книги заставляют задуматься".

Брукс Следж,

Книжный мир.

Авторы являются создателями Моделирования Ментальных
Способностей, а также соразработчиками и ведущими исследователями
в области НЛП. Ими написано несколько широко известных книг, в
том числе Solutions, Know How и The Emotional Hostage ("Выводы",
"Ноу Хау" и "Эмоциональный заложник").

ММС

Книга о Моделировании Ментальных Способностей.

ЛИТЕРАТУРА

Aaronson, Bernard S. "Behavior and the Place Names of Time". in
Waker, Henri, Ed.

THE FUTURE OF TIME. NEW YORK, NY.: Doubleday, 1971.

Ааронсон, Бернард С. "Поведение и Имена Места Времени", БУДУЩЕЕ
ВРЕМЕНИ под ред. Хенри Уэйкера, Нью-Йорк, Даблдей, 1971.

Ashby, W. Ross. An Introduction to Cybernetics. London:
University Paperbacks, 1956.

Эшби, У. Росс. Введение в кибернетику. Лондон: Юниверсити
Прессбэкс, 1956 г.

Ashby, W. Ross. DESIGN FOR A BRAIN: THE ORIGIN OF ADAPTIVE
BEHAVIOR. New York, NY.: John Wiley & Sons, 1960.

Эшби, У. Росс КОНСТРУКЦИЯ МОЗГА: ИСТОЧНИК АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Нью-Йорк, Джон Уайли и Сыновья, 1960.

Bandler, Richard and Grinder, John THE STRUCTURE OF MAGIC.
Cupertino, CA.: Science and Behavior Books, Ins. 1975.

Бандлер, Ричард и Гриндер, Джон, СТРУКТУРА ВОЛШЕБСТВА,
Кьюпертино, Сайенс энд Бихэйвиор Букс, 1975.

- //- Frogs Into Princes. Moab, Utah: Real People Press, 1979.

- // - Из лягушки в царевну. Моав, Юта: Риэл Пипл Пресс, 1979 г.

Bateson, Gregory. Steps to an Ecology of mind. New York:
Ballantine, 1972.

Бэйтсон, Грегори. Об экологии рассудка. Нью-Йорк: Бэлентайн, 1972
г.

Bleibtreu, John N., THE PARABLE OF THE BEAST. New York, NY.:
Collier Books, 1968.

Блейбтрю,Джон H., ПРЕДАНИЕ О ЧУДОВИЩЕ, Нью-Йорк, Коллиер Букс,
1968.

Cameron-Bandler, Leslie. SOLUTIONS: PRACTICAL AND EFFECTIVE
ANTIDOTES FOR SEXUAL AND RELATIONSHIP PROBLEMS. San Rafael, CA.:
Future Pace, 1985.

Камерон-Бэндлер, Лесли. РЕШЕНИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ
ПРОТИВОЯДИЯ ДЛЯ СЕКСУАЛЬНЫХ И РОДИТЕЛЬСКИХ ПРОБЛЕМ. Сан Рафаэль,
Калифорния: Фьючер Пэйс, 1985. Cameron-Bandler, Leslie and
Gordon, Dawid and Lebeau, Michael. Know --- How: San Rafael, CA.:

Future Pace,1985 (см. на обороте)

- //- Know How: Guided Programs for Inventing Your Own Best
  Futures, 1985.

- // - Ноу Хау: Программное руководство по обеспечению Желаемым
  Будущим, 1985 г.

- // - The Emotion Wal Hostage: Rescuing Your Emotional Life,
  1986.

- // - Эмоциональный Заложник: Спасение эмоциональности, 1986г.

Cassirer, E. An Essay on man. New Haven, CN: Yale University
Press, 1944.

Кассирер Э. О Человеке. Нью Хэйвен, К: Издательство Йэльского
университета, 1944г.

Cheek and Laucius. Time Worlds of Drug Users. In the Future of
time. N. Y., 1971.

Чик и Луциус. Временные миры наркоманов. В Будущее время. H:Й.,
1971г.

Comfort, Alex. Reality and Empathy, NY, 1984.

Комфорт Алекс. Реальность и Эмпатия., НЙ, 1984г.

Dilts, Robert. Neuro-Linguistic programming, Cupertino, CA,1980.

Дильтц, Роберт. Нейро-Лингвистическое Программирование,
Кьюпертино, КА; 1980г.

Feldenkrais, Moshe. Body and Mature Behavior. NY. 1949.

Фельденкрейс, Моше. Тело и Поведение взрослого. НЙ. 1949г.

Gordon, David. THERAPEUTIC METHAPHORS. Cupertino, CA.: Meta
Publications, 1978.

Гордон, Дэвид. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ. Кьюпертино, Мета
Пабликейшнз, 1978.

Cordon, David and Meyers-Andersson, Maribeth. PHOENIX:
THERAPEUTIC PATTERNS OF MILTON H. ERICKSON. Cupertino, CA.: Meta
Publications, 1981.

Гордон, Дэвид и Майерс-Андерссон, Марибет. ФЕНИКС:
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МИЛЬТОНА Х. ЭРИКСОНА, Кьюпертино, Мета
Пабликейшнз, 1981.

Hall, Edward T. THE SILENT LANGUAGE. Garden City, NY.: Doubleday
& Company,1959.

Холл, Эдвард Т. НЕСЛЫШНЫЙ ЯЗЫК. Гарден Сити, Даблдей и Ко., 1959.

------ THE HIDDEN DIMENSION. Garden City, NY.: Doubleday &
Company, 1966.

------ СКРЫТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. Гарден Сити, Даблдей и Ко., 1966.

------ BEYOND CULTURE. Garden City, NY.: Anchor Press/ Doubleday,
1976.

------ ВНЕ КУЛЬТУРЫ Гарден Сити, Энчор Пресс/Даблдей, 1966.

------ THE DANCE OF LIFE. Garden City, NY.: Anchor
Press/Doubleday, 1983.

------ ТАНЕЦ ЖИЗНИ. Гарден Сити, Энчор Пресс/Даблдей, 1983.

Korзуbski, Alfred "The Role of Language in the Perceptual
Proctsses", NY, 1951.

Коржибский, Альфред "Роль языка в процессе восприятия", НЙ,
1951г.

------ # ---- Science and Sanity, Lakeville, 1958.

------ # ---- Наука и здравый смысл. Лэйквиль, 1958г.

Kuhn, Thomas S. THE STRUCTURE OF SCIENTIFIC REVOLUTIONS.

Chicago, Ill., The University of Chicago Press, 1970.

Кун, Томас С. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ. Чикаго, Юниверсити ов
Чикаго Пресс, 1980.

Leggett, A. "The Arrow of Time and Quantum Mechanies." NY, 1977.

Леггетт, А. "Стрела времени и квантовая механика", НЙ, 1977г.

Lynch, Games. The Language of the Heart: the Body's Response to
Human Dialogue. NY., 1985.

Линч, Джеймс. "Язык сердца: Реакция тела на диалог", НЙ., 1985г.

Mann, Harriett; Siegler, Miriam, and Osmond, Humphry. "The
Psychotypology of Time." in Waker, Henri, Ed. THE FUTURE OF TIME.
New York, NY.: Doubleday, 1971.

Манн, Харриетт; Сиглер, Мириам и Осмонд, Хэмфри "Психотипология
Времени" ред. Генри Уэйкера БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ. Нью-Йорк, Даблдей,
1971.

Miller, George A. and Galanter, Eugene and Pribram, Karl. PLANS
AND THE STRUCTURE OF BEHAVIOR. New York, NY.: Holt, Rinehart and
Winston, Inc., 1960.

Миллер, Джордж А. и Галантер, Юджин и Прибрам, Карл. ПЛАНЫ И
СТРУКТУРА ПОВЕДЕНИЯ. Нью-Йорк, Холт, Райнхарт и Уинстон, Инк.,
1960.

------ " ------ States of Mind, NY, 1983.

------ " ------ Состояния Рассудка, НЙ, 1983г.

Newell, Allen and Simon, Herbert A. HUMAN PROBLEM

SOLVING. Englewood Cliffs, NJ.: Prentice-Hall, 1971.

Ньюэлл, Аллен и Саймон, Герберт А. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ.

Инглвуд Клиффс, Прентис-Холл, 1971.

Pei, Mario. The Story of Language. Princeton, 1965.

Пей, Марио. О языке. Принстон, 1965г.

Polya, g. Patterns of Plansible Inference, V.II., Princeton,
1954.

Поля, Г. Модели внушаемого доверия, Т II., Принстон, 1954.

Pribram, Karl. LANGUAGES OF THE BRAIN. Englewood Cliffs, NY.:
Prentice-Hall, 1971.

Прибрам, Карл. ЯЗЫКИ МОЗГА. Инглвуд Клиффс, Прентис-Холл, 1971.

Sarbin, Taft and Bailey. Clinical Inference and Cognitive Theory.
NJ., 1960.

Сарбин, Тафт и Бэйли. Клиническое заключение и теория познания,
НЙ., 1960г.

Thomas, Lewis. Late night Thought on listening to Mahler's ninth
Symphony, NY, 1983.

Томас Льюис, Размышления поздней ночью, слушая 9-ю симфонию
Малера. H.Й. 1983г.

Whorf, Benjamin Lee. Language, Thought and Reality, MA, 1956.

Уорф Бенджамен Ли. Язык, мысль и Реальность, МА, 1956г.

Wienner, Norbert. The Human USE of Human Beings: Cyberneties and
Society. NY, 1954.

Винер, Норберт. Человек использует человека: кибернетика и
общество, НЙ., 1954г.

Wilber, Ken. The Holographic Paradigm and Other Paradixec. CO,
1982.

Уилбер, Кен. Голографическая парадигма и другие парадоксы, КО,
1982г.

ОБРАЩАЙТЕСЬ ЗА СПЕЦИАЛЬНЫМИ МЕТОДИКАМИ ЛЕСЛИ КАМЕРОН-БЭНДЛЕР

#1 SELF-CONCEPT (САМОВОСПРИЯТИЕ). Самовосприятие влияет,
насколько успешной будет личность в любовных отношениях и в
наслаждении ими, а также в других радостях жизни. Эта простая
процедура действует быстро и эффективно, гарантируя устойчивое
позитивное мнение о себе. Можно воспользоваться самому и для
оказания помощи другим.

#2 MISTAKES TJ LEARNINGS (НА ОШИБКАХ УЧАТСЯ). Процедура из семи
этапов, гарантирующая, что вы никогда не повторите ошибку.
Начните с различия между глупостями, ошибками и неудачами. Затем
возьмите свою жизни под контроль путем определения и коррекции
проблемных поведений.

#3 INFLUENCING OTHERS' EMOTIONS and CREATING WINDOWS OF
OPPORTUNITY (ВЛИЯНИЕ НА ЭМОЦИИ ДРУГИХ и СОЗДАНИЕ ОТДУШИН
ВОЗМОЖНОСТИ) Две формы, которые могут обогатить ваши отношения
теми способами, которые желает себе большинство людей, но мало
кто применяет. Вы сможете научиться воздействовать на эмоции тех,
кто вас окружает. Вы также сможете сделать окружающих
восприимчивыми к изменению.

Всего один доллар за методику, И ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ Future Pace.

Ваше имя, адрес и один доллар за методику (непременно сообщите
нам, какая именно Вас интересует) пошлите по адресу:

Future Pace

P.O.Box 1173

San Rafael, CA 94915

415 485-1200

У нас также
иИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИ
--- Моделировании Ментальных Способностей.

ВИДЕОКУРСЫ ЛЕСЛИ КАМЕРОН-БАНДЛЕР

Это профессионально изготовленные записи полных сеансов занятий
Лесли с клиентами, включают введение в принципы НЛП, развитие
навыков, системное моделирование по методике Лесли, и полная
аннотированная расшифровка каждого сеанса.

1. MAKING FUTURE REAL (БУДУЩЕЕ РЕАЛЬНО):

Похудение и Сохранение веса. Демонстрация положительных эффектов
построения возможности неотвратимой будущей жизни. Видеопленка
дает девять необходимых компонентов по эффективной потере и
сохранению веса. Другая видеопленка обеспечивает моделированием
сеанса занятий с комментированием результатов и вмешательств.
Видеозапись сеанса --- 90 мин. Моделирующая видеозапись --- 80
мин., с 63-страничной аннотированной расшифровкой. Цена комплекта
--- 180 долл. США.

ПРИ ПОКУПКЕ ЕЩЕ ОДНОЙ ВИДЕОПЛЕНКИ --- СКИДКА.

2. LASTING FEELINGS (ДЛИТЕЛЬНЫЕ ЧУВСТВА)

У большинства из нас есть чувства, которые мы иногда хотели бы не
иметь. Наблюдайте, слушайте Лесли, когда она направляет Хейзел в
процессе НЛП, который изменяет ее чувства ревности и
устанавливает чувство самоценности и уверенности в возможности
поддерживать отношения. Показывает The Generative Chain Process
(Производительный Цепной Процесс).

Вторая видеопленка обеспечивает моделирование сеанса занятий с
комментариями результатов и вмешательств. Видеозапись сеанса ---
70 мин., Моделирующая видеопленка --- 103 мин., с 44-страничной
аннотированной расшифровкой, 180 долл.США.

ПРИ ПОКУПКЕ ЕЩЕ ОДНОЙ ВИДЕОПЛЕНКИ --- СКИДКА.

ЗАКАЗЫВАЙТЕ видеопленки Лесли Камерон-Бэндлер, посылая денежный
чек или счет-заказ в адрес NLP Comprehensive (см. адрес внизу).
Принимаются карточки ВИЗА и МАСТЕРКАРД. 15 % скидка на заказы
трех и более видеопленок. Просим указать тип VHS или Beta.
Зарубежные заказы просим помечать: видеопленки доступны в ПАЛ и
CEKAM --- наценка 15 долл. США за каждую видеопленку. Просим
оплачивать в долларах США, полученных в банках США.

NLP Comprehensive предлагает высококачественные учебные программы
НЛП по всей территории США, имеется более 30 видеофильмов
соразработчиков НЛП Ричарда Бэндлера, Джона Гриндера и других.
Запрашивайте полный каталог письменно или по телефону.

Адрес и телефон:

NLP Comprehensive

2987 Valmont Road

Boulder, CO 80301

1-800-233-1NLP

РУКОВОДСТВО ПО ДОМАШНЕМУ ОСВОЕНИЮ НЛП НА ВИДЕОКАССЕТАХ

Лесли Камерон-Бандлер и Майкла Либо.

НЛП можно учиться в домашнем уюте и по собственному графику y
двух ведущих специалистов в этой области. Программа домашнего
обучения НЛП включает комплект из 160-страничного руководства по
обучению и 109-минутную видеопленку, которая полностью
представляет множество концепций и методов НЛП:

* СТРУКТУРА РЕЗУЛЬТАТА. Способы раскрытия проблемы, дает ключи к
* продуктивным результатам и возможностям.

РЕПЛИКИ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ СИСТЕМЫ. Ключи эффективного общения и
код для невербальных реплик. Индивидуальные пути, которыми люди
познают мир.

 * ЗАКРЕПЛЕНИЕ И СТРАТЕГИЯ РЕСУРСА. Метод, дающий доступ к
 * эмоциям и ресурсным состояниям, даже если вы находитесь под
 * давлением.

* ГЕНЕРАТОР НОВОГО ПОВЕДЕНИЯ. Учит как быстро приобрести широкий
* спектр новых желаемых способов поведения. Развивается путем
* изучения мыслительных процессов прирожденных спортсменов.

* РЕФРЕЙМИНГ. Глубокий и вместе с тем мягкий процесс для
* разрешения внутреннего конфликта и предоставления доступа к
* собственной находчивости.

Лесли Камерон-Бандлер является соразработчиком нескольких моделей
НЛП. Майкл Либо является разработчиком нескольких моделей НЛП и
соавтором нескольких книг совместно с Лесли Камерон-Бандлер и
Дэвидом Гордоном. Цена видеокассеты и конспекта --- 95 долл. США.

Обращайтесь за видеопленкой "руководство по домашнему освоению
НЛП", послав чек или счет-заказ в адрес NLP Comprehensive (см.
адрес внизу). Принимаются карточки Виза и МастерКард. 15% скидка
при заказе трех или более видеокассет. Просим указать тип VHS или
Beta. Зарубежные заказы просим помечать: видеопленки доступны в
системах ПАЛ и СЕКАМ, наценка 15 долл. США за одну видеопленку.
Просим оплачивать в долларах США, полученных в банках США.

NLP Comprehensive предлагает высококачественные учебные программы
на всей территории США, имеется более 30 других видеозаписей,
выполненных соразработчиками НЛП Ричардом Бэндлером, Джоном
Гриндером и другими.

Заказывайте полный каталог письменно или по телефону.

Адрес и телефон:

NLP Comprehensive

2897 Valmont Road

Boulder, CO 80301

1-800-233-1NLP

Из коллекции PsyTechServer'а    (c) 1997-2004